Т.П. Сергеева: по поводу последнего заявления А.П. Лосюкова

Т.П. Сергеева. «Очередная ложь высокопоставленного чиновника»

По поводу последнего заявления А.П. Лосюкова

Казалось бы, уже трудно сейчас удивить кого-нибудь изощренностью лжи, распространяемой относительно ситуации, сложившейся в последнее время вокруг Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха. Когда этим занимаются недобросовестные журналисты – это хоть и отвратительно, но понятно: они отрабатывают свои «тридцать сребреников». Но когда бывший Президент организации, масштабную культурную работу которой он видел изнутри, скатывается до таких низменных методов, причем не первый раз, это становится не просто гадким, но и очень вредным обстоятельством. Тем более, что этот человек – Чрезвычайный и Полномочный Посол России, а значит, имеет определенный вес в социуме. Речь идет о последнем заявлении президента так называемого Национального рериховского комитета А.П. Лосюкова [1].

Будучи свидетелем, собственными глазами наблюдавшим становление и расцвет Международного Центра Рерихов, начиная с 90‑х годов прошлого столетия, не могу промолчать и считаю себя обязанной ответить на очередной наглый выпад в сторону МЦР и поддерживающих его представителей Рериховского движения. Все эти годы я тесно сотрудничала со многими подразделениями МЦР, то есть имела достаточное представление о деятельности организации. А еще имела счастье лично общаться с великим человеком и организатором, благодаря усилиям которой МЦР и его Музей стали жемчужиной культурного ожерелья не только столицы, но и всей России и мира – Людмилой Васильевной Шапошниковой.

Последнее заявление А.П. Лосюкова как бы посвящено обострению ситуации вокруг МЦР, произошедшему в результате недавнего беспрецедентного силового захвата части экспозиции Музея имени Н.К. Рериха и архивов МЦР. Якобы беспокоясь о том, что эти события «вредят великому, эволюционно значимому делу всей жизни Рерихов и их славным именам», А.П. Лосюков со свойственным ему сладкоречивым менторством дает указания «вовлеченным в этот порочный круг представителям государственных органов власти, российской культурной среды, здоровой части рериховского сообщества», что нужно делать, чтобы прийти «к самоочищению общества, утверждению благородных рериховских принципов жизни и более широкому осознанию безальтернативности спасительной миротворческой роли Культуры». Под этой сладкоречивой патокой общих слов о культуре и значении наследия Рерихов ловко прячется вопиющая суть ситуации, когда мирную культурную организацию около 20 часов, включая ночь с 7 на 8 марта, терроризировали более полусотни вооруженных людей в масках.

Автор заявления называет произошедшее «прискорбными событиями» и пеняет на «сопутствующие им конфликтные обстоятельства». И кто же виноват в этих обстоятельствах, по мнению А.П. Лосюкова? Слегка посетовав на «известные изъяны в нашей правовой культуре», он переходит на излюбленную тему про «явное нежелание руководства общественной организации в лице Международного Центра Рерихов искать решения в духе конструктивного диалога и сотрудничества с государством». И тут вся медоточивость и патока исчезают в риторике президента НРК, их сменяют жесткие нападки на МЦР, замешанные на лжи, подменах и подтасовках. Причем подчеркну – сознательных, ибо, будучи несколько лет Президентом МЦР, общаясь с Л.В. Шапошниковой, он не мог не знать правды.

Что касается «конструктивного диалога и сотрудничества с государством», то, согласно его же, А.П. Лосюкова, проекту, это означает полную ликвидацию МЦР как юридического лица, передачу всего наследия Рерихов, в нем хранящегося, государству, а далее некое эфемерное «партнерство», для которого нет ни правил, ни законов. Судьба такого «партнерства» абсолютно ясна, ибо, даже имея на своей стороне вполне определенные законы, регламентирующие его деятельность и взаимодействие с государством, МЦР сейчас не может защитить свои законные права. Почему-то «диалог» у автора проекта выглядит как полная и безоговорочная капитуляция – отказ от всего. От исполнения воли С.Н. Рериха, от героических достижений Л.В. Шапошниковой и ее воли тоже, от культурных программ, намеченных на будущее. А все попытки диалога, предпринимаемые руководством МЦР, в том числе предложения о конкретном культурном сотрудничестве, за таковой не считаются. Я сейчас не поднимаю вопрос – что может быть взамен, это отдельная тема. С уверенностью могу заявить лишь одно: такого всестороннего и глубокого изучения и популяризации творческого наследия Рерихов, какое заложила Л.В. Шапошникова и которое мы видим в деятельности и публикуемых трудах МЦР и сейчас – под руководством государственных чиновников от культуры невозможно.

Неприкрытое лукавство, когда за общими красивыми фразами прячется подлая суть, весьма свойственно господину Лосюкову. В качестве примера приведу следующую цитату: «Нельзя не сказать, что “беды”, постигшие МЦР, неслучайны, они рукотворны и во многом есть продукт деятельности самой организации. Они стали следствием многолетних негибких и недальновидных действий ответственных руководителей организации, их неспособности и нежелания понять эволюционные изменения в нашей стране и мире, произошедшие с 90-х годов прошлого и начала нового столетия, когда МЦР был создан и начал весьма активно и плодотворно работать под руководством Л.В. Шапошниковой». Лицемерно рассуждая о достижениях МЦР при жизни Людмилы Васильевны, он тут же говорит о «многолетних негибких и недальновидных действиях», среди которых и то, что МЦР «попал в финансовую зависимость от бизнесменов, которых обвиняют в недобросовестности». Это прямой выпад в адрес самой Л.В. Шапошниковой. Прежде всего, удивительно, что того, кто вроде даже видит «известные изъяны в нашей правовой культуре», почему-то не смущает, что «недобросовестность» за более чем три года так и не доказана. Ввиду этого раскрутка данного сюжета в заявлении президента НРК – ни что иное как ход черного пиара в «лучших» традициях недобросовестных журналистов.

Манипулируя цитатой из обращения С.Н. Рериха, А.П. Лосюков заявляет: «По существу, МЦР, так и не научившись самостоятельно хозяйствовать, как это предполагал С.Н. Рерих, в значительной степени превратился в частное предприятие одного мецената». Ну как это можно назвать – только наглой подменой и передергиванием. Я не говорю сейчас о том, что, попирая всякую презумпцию невиновности, опираясь не на факты, а на журналистскую шумиху, уникального человека – наверное, единственного истинного мецената в России – обливают грязью. Помимо того, грубо искажаются факты хозяйственной деятельности МЦР. Да, Борис Ильич оказывал серьезную финансовую помощь, дарил картины, поддерживал большие культурные проекты. Но у МЦР всегда существовали свои орготдел, хозотдел, бухгалтерия – все управленческие структуры, как в любой серьезной организации. Поэтому назвать МЦР «частным предприятием одного мецената» – грязный пиар-ход, в ряду тех, которые имеют своей целью представить Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К. Рериха не как крупнейшую в мире общественную организацию, а как частную лавочку. И разве может уважающий себя ценитель закона цеплять ярлык «полукриминального хозяйствования» на организацию, прошедшую за два года более 20 проверок по всем статьям своей деятельности, проверок, не обнаруживших никакого криминала. Тут господин Лосюков превзошел сам себя в стремлении очернить МЦР, в котором, к слову, лицемерно улыбаясь и соглашаясь со всем, проработал на должности Президента какое-то время.

Отдельный сюжет лосюковского заявления касается участников Рериховского движения, поддерживающих МЦР в деле сохранения своего статус-кво, заданного волеизъявлением его основателя – С.Н. Рериха и многолетней поистине героической деятельностью Л.В. Шапошниковой. По его мнению, сотни тысяч сторонников МЦР «обмануты и зомбированы» и ими «не так уж трудно манипулировать». Огульно и безосновательно обвиняя их в бескультурье, невежестве, формализме, амбициях, бездуховности и даже «склонности к магическим манипуляциям», А.П. Лосюков навешивает такие ярлыки, как «фанатизм и сектантство», и тут же лицемерно сетует, что это дает «поводы мало осведомленным или враждебно настроенным журналистам, недоброжелателям, а иногда и провокаторам для искажений или клеветнических спекуляций в СМИ и враждебным нападкам на светлое дело Рерихов».

Господа из НРК, вы не в первый раз кидаете такие обвинения и ярлыки в информационное пространство, и именно вы в ответе за все «искажения и клеветнические спекуляции» опять-таки лицемерно осуждаемых вами «враждебно настроенных журналистов»! Что же до простоты манипулирования рериховским сообществом, преданным МЦР, то тут господин Лосюков выдает желаемое за действительное. Все его и сотоварищи попытки манипулировать этим сообществом потерпели полный крах. Не считая кучки отщепенцев, им не удалось переманить на свою сторону сколько-нибудь значительное число сторонников. Конечно, всегда, а особенно в тяжелые времена, происходит поляризация, отбор, и каждый делает свой выбор, за который будет потом отвечать. Кто-то отошел, но есть и притянувшиеся, в том числе из бывших недоброжелателей МЦР.

Глубоко возмущает вывод господина Лосюкова: «Продолжать жить по-старому МЦР уже не может – ни по духовным принципам, ни по законам страны». Как раз именно по духовным критериям Международный Центр Рерихов был и является безоговорочным духовным лидером и объединяющим Фокусом для сотен тысяч представителей Рериховского движения не только в России, но и за ее пределами. И по законам страны нет препятствий к его жизни и деятельности на благо всех, кому дорого творческое наследие Рерихов, для процветания красоты, культуры и миротворческих идей Н.К. Рериха. Другой вопрос – это противозаконные действия Министерства культуры и Государственного Музея Востока, которые, уже опираясь на силовые структуры, стремятся уничтожить Международную общественную организацию – ассоциированного члена ДОИ ООН, члена Международного совета Музеев (ИКОМ), члена Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА». Организацию, завоевавшую широкое международное признание своим миротворческим проектом «Пакт Рериха. История и современность» и одобрение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой.

Какой же выход из сложившейся ситуации видит лицемерный печальник о рериховском наследии? Он пишет: «Наследие должно в соответствии с желаниями семьи Рерихов быть единым целым, то есть быть собрано воедино, и найти свое место в едином музее, который государство должно разместить в выбранном С.Н. Рерихом месте – исторической усадьбе Лопухиных в центре Москвы». Нет вопросов! Все решается очень просто – пусть государство распорядится отдать общественному Музею имени Н.К. Рериха 288 картины, которые принадлежат МЦР по распоряжению С.Н. Рериха и незаконно хранятся в ГМВ, и все будет именно так.

Можно согласиться с мыслью автора заявления: «Сегодня настает новый этап в жизни наследия в России. Создаваемый государственный музей Рерихов – это, хотя и запоздалая, но все-таки давно ожидаемая дань российского государства и общества трудам и всемирно признанным заслугам наших великих соотечественников». Непонятно только одно – зачем уничтожать успешно работающий и великолепно себя зарекомендовавший Музей ради создания другого? По революционному принципу столетней давности: «…до основанья, а затем…». Но мы уже убедились в исторической и культурной порочности этого принципа. А.П. Лосюков, предлагая признать наследие Рерихов национальным достоянием, пишет: «Наследие должно принадлежать России и всей российской общественности». Прекрасная мысль! Правда, наследие де-факто уже является национальным достоянием России, его жемчужиной. И де-факто принадлежит России, ибо часть картин внесена в негосударственную часть Музейного фонда РФ и не может быть ни продана, ни вывезена за рубеж без согласия на то Российского государства. Остальные картины тоже были бы внесены, если бы не непонятное сопротивление чиновников Минкульта. И общественности, причем не только российской, наследие Рерихов, хранящееся в МЦР, доступно в гораздо большей степени, чем в любом другом государственном музее, где оно спрятано в запасниках.

А.П. Лосюков бросает в пространство туманную мысль: «Было бы прекрасно, если бы на территории усадьбы Лопухиных возник государственно-общественный комплекс музея Рерихов. Таким образом, был бы сделан новый шаг в направлении идущего сейчас поиска новых форм сотрудничества государства и общества в деле поддержки Культуры». Только это «прекрасное» почему-то предполагает уничтожение МЦР, его замечательного коллектива, выпестованного Л.В. Шапошниковой, всех его культурных программ. А что будет после этого с национальным достоянием России, о котором якобы печется автор, мы можем судить по другим делам чиновников Минкульта и ГМВ. Ничего хорошего.

Еще один эпизод этого иезуитского заявления не находит у меня человеческих слов для его характеристики. Автор вещает: «Важной вехой в процессе изучения и представления российской и зарубежной общественности наследия семьи Рерихов может стать запланированная на конец этого года большая выставка в Москве: “Николай Рерих: Восхождение”… Рассчитываем, что в её экспозиции смогут присутствовать и картины, изъятые 7 марта с.г. в МЦР следственными органами. Подобные совместные культурные действия могут оздоровить сложную ситуацию вокруг наследия Рерихов…». Ну что тут скажешь? Мне казалось, что «совместные культурные действия» – это когда организаторы выставки приходят к руководству Музея, где эти картины находятся в постоянной экспозиции, и договариваются об этих самых совместных действиях, а не пользуются услугами ОМОН и заинтересованных «консультантов», которые фактически без суда и следствия (ибо предъявленный ордер касался только 9 картин) изъяли около 200 экспонатов, среди которых ценнейшие полотна Н.К. и С.Н. Рерихов, а также архив документов Советского Фонда Рерихов, который вообще не имел отношения к делу, по которому велось следствие, и многое другое. Что это, как не рейдерский захват? Или это и есть то «общественно-государственное партнерство», за которое так ратует А.П. Лосюков? Только нам не нужно такого «партнерства», у нас есть другие формы взаимодействия с государством – более культурные, цивилизованные и взаимовыгодные. Дело за малым – доброжелательными встречными шагами представителей государства, прежде всего, чиновников Министерства культуры.
__________________________________

[1] Лосюков А.П. Заявление Национального рериховского комитета в связи с ситуацией вокруг наследия Рерихов.

Сергеева Татьяна Павловна,
кандидат технических наук,
заместитель председателя Международной общественной организации
«Украинское Рериховское общество»,
г. Киев, Украина

Источник

Сохранить

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x