Интервью с Алексеем БОНДАРЕНКО, директором Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов

Почему вокруг картин Рериха столько скандалов

17/04/2017

В последние недели имя Николая Рериха (1874–1947) то и дело попадает на первые полосы новостей. Из Международного центра Рерихов изъяли рериховские полотна и часть его помещений отдали Музею Востока. А Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, заявил, что надо выяснить, законно ли 10 картин Рериха находятся в Хорватии. Связаны ли эти новости между собой?

Об этом «Городу 812» рассказал Алексей БОНДАРЕНКО, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

– Давайте с Хорватии начнем – как там рериховские картины оказались?
– В 1930 году Рерих был избран почетным членом Югославской академии наук. В 1933-м в Музее академии в Загребе была организована его выставка, ожидался приезд самого Рериха. Из документов следует, что 10 картин Рерих предоставил для выставки, через год их передали в Музей современного искусства в Загребе. Еще 7 картин, привезенных в 1933 году в Югославию, сразу попали в Музей принца Павла, ныне Национальный музей Сербии.

Возможное объяснение – дружеские отношения Рериха с югославским королем Александром I Карагеоргиевичем: Рерих в течение года получал от него стипендию за свой вклад в мировую культуру. Кстати, в 1931 году Рерих подарил королю картину «Земля Всеславянская». Ее местонахождение нам неизвестно. Так что картины Рериха находятся и в Сербии, и в Хорватии.

– Но почему-то 10 картин только недавно обнаружили.
– Ничего подобного. Начну с Сербии. Статья о семи картинах была опубликована в Белграде 23 года назад. 6 лет назад, когда мы готовили большую выставку Рериха в Манеже, пытались получить их для показа в Петербурге. Но Национальный музей закрыт на длительный ремонт и его собрания недоступны.

В Загребе Рериха выставляли в 2011 году, о чем стараниями русской диаспоры стало известно российским музейщикам.

– Так почему вдруг в 2017 году возник вопрос о возвращении картин из Хорватии в Россию?
– Думаю, по той причине, что об их существовании узнали российские дипломаты.

– Претензии России на Рериха обоснованы?
– Я не юрист, чтобы выдать исчерпывающий ответ на такой непростой вопрос. Рерих отправил картины в Югославию из собрания своего музея в Нью-Йорке, который существовал в 1924–1935 годах и не имеет правопреемников. На мой взгляд, картины могли бы принадлежать семье Рерихов. Но у нее нет прямых наследников. Если предположить, что Россия как государство претендует на наследование, то гипотетически можно обсуждать условия передачи картин в нашу страну.

– А можно ли считать Россию наследницей?
– Это еще более сложный вопрос. Значительная часть наследия Рериха была привезена в СССР его старшим сыном Юрием Рерихом в 1957 году для создания государственного музея. Но вместо этого картины были лишь распределены по разным музеям Советского Союза.

Во время перестройки его брат Святослав Рерих неоднократно приезжал в СССР, чтобы договориться о создании государственного музея Рериха из того наследия (более сотни картин), которое хранил в Индии. Если быть совсем точным, еще до перестройки Святослав Рерих передал некоторое количество картин Людмиле Живковой, дочери болгарского коммунистического лидера Тодора Живкова, которая была министром культуры Болгарии. Позже что-то попало в болгарские музеи, но, видимо, не всё.

Раиса Горбачева посоветовала доверенному лицу Святослава Рериха Ростиславу Рыбакову, директору Института востоковедения РАН, создать Советский фонд Рерихов по аналогии с Советским фондом культуры. Фонд должен был создать государственный музей, но с меньшим бюрократизмом. (ред. Агнивести: Искажено. С.Рерих писал так: “Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда)…. Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский Фонд культуры” См. Рерих С.Н. «Медлить нельзя!» // Советская культура. 29.07.1989.)

– А после 1991 года все изменилось?
– Входившая в состав учредителей Советского фонда Рерихов Людмила Шапошникова выбросила коллег, в том числе Рыбакова, и создала вместо СФР частный Международный центр Рерихов с иностранным участием, утверждая, что именно центру принадлежат права на коллекцию Святослава Рериха. Позже выяснилось, что Рерих, уже тяжело больной, не давал согласия на передачу своего собрания частному музею (ред. Агнивести: Искажено. См. Дополнение к завещанию С.Н. Рериха). Фактически его коллекция, привезенная в СССР, оказалась поделенной между государственным Музеем Востока и частным МЦР. Начались претензии МЦР к государству и многолетние суды о том, кому должно принадлежать наследие Рерихов, предназначенное СФР, – государству или частной организации. И вправе ли МЦР занимать усадьбу Лопухиных в центре Москвы.

– А теперь еще и следователи в ходе расследования уголовного дела, связанного с банкротством Мастер-Банка, пришли в МЦР, опечатали его собрание и вывезли в Музей Востока. Это нормально?
– Давайте по пунктам. Первый. Насколько известно из сообщений СМИ, Мастер-Банк выдавал кредиты отобранным частным лицам, которые покупали на эти средства картины Рериха и передавали то ли Борису Булочнику, то ли в МЦР, то ли за долги, то ли в дар. Потом эти лица подпадали под процедуру банкротства – и концы в воду.

Конечно, хорошо, что пополнялся музей МЦР, но как быть с законностью процедур и долгами вкладчикам? Кто первый в ряду пострадавших от разоренного банка, таким образом прикрывавшегося псевдоблаготворительностью? Государство или вкладчики? Разрешит ли государство реализовать часть картин, чтобы возместить потери вкладчиков, или найдет другое решение, чтобы сохранить коллекцию? Я не знаю ответов.

Второй пункт. Что касается музея МЦР, то необходимо сохранить профессиональный костяк сотрудников, который стал заложником ряда лиц из руководства МЦР. Важно, чтобы государство не повторило ошибки, которую допустило с квартирой Юрия Рериха.

– А что там произошло?
– В квартире Юрия Рериха находилось значительное количество его картин. У него не было наследников (ред. Агнивести: Искажено. Наследником коллекций Ю.Рериха был его брат С.Рерих. См. Заявление С.Н. Рериха в 1-ю Нотариальную контору г. Москвы с просьбой выдать свидетельство на право наследования (РГАЛИ. Фонд 2329, опись 29, ед.хр.443). Государство незаконно лишило его этого права), и государство могло поставить вопрос о признании этого имущества выморочным с последующей передачей картин в собственность государства.

Этого не сделали, и нашелся негодяй, который присосался к бывшей экономке Юрия Рериха и жил на то, что продавал его коллекцию.

Важно, чтобы Международный центр Рерихов не стал увеличенной во много раз квартирой Юрия Рериха.

– Вернемся к югославским «рерихам». Если произведения окажутся в России, то на них два претендента – Музей Востока и ваш музей. У кого больше прав?
– Снова отвечу по пунктам. Первый. Мы заинтересованы в получении картин Рериха, но только в том случае, если их передача России как государству будет законно обоснованной и произведена на твердых правовых основаниях.

Второй. Если будет так, то далее решать, конечно, будет государство. Но в любом случае, я уверен, что как и сейчас, так и в будущем мы найдем общее с нашими коллегами из Музея Востока понимание. Перед Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов задача формирования представительной рериховской художественной коллекции стоит крайне остро, перед Музеем Востока в таком плане она не стоит вовсе.

Добавлю, что перед нами стоят общие цели государственной защиты рериховского наследия, обеспечения его изучения и актуализации в интересах российской и мировой культуры.

Картины Рериха в Белграде и Загребе

Произведения Рериха в Белграде: «Бургустан. Кавказ» (1913), «Звоны» (1919), «Берендеи. Деревня» (1921), два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» (1923).

Произведения Рериха в Загребе: «Идолы» (1910), «Канченджанга» (1924), «Ташидинг» (1924), «Паранирвана» (1926), «Ашрам», «Жилище Такура», «Приказ Учителя», «Путь в Кайлас», «Тибетский стан», «Утренняя процессия» (все – 1931).

Вадим ШУВАЛО
Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x