О судьбе югославских картин Николая Рериха или что может предложить Сербия в обмен на страницу «Мирославова евангелия»

Недавно редакция “Агнивести” сообщала о том, что Сербия хочет обменять страницу «Мирославова евангелия» на картины Рериха. О каких картинах Николая Рериха может идти речь? Что же может предложить Сербия в обмен на страницу «Мирославова евангелия»?

Святослав Рерих «Портрет Н.К. Рериха». 1938

Святослав Рерих «Портрет Н.К. Рериха». 1938

Сам Н.К.Рерих не знал о местонахождении своих работ. Так, в своем письме от 01.05.1946 к американским сотрудникам художник писал:

Нет ли в Нью-Йорке консула Югославии? Если есть, хорошо бы запросить о моих картинах в Белграде. Там было семь, и особенно было бы жалко “Земля Славянская” и “Святые гости”. Вообще было бы хорошо Вам связаться с югославами и чехами – наверно, они есть в Нью-Йорке. В их консульствах можно узнать адреса да и пригласить на какую-нибудь лекцию. Все это не к спеху, а на будущее. Пока что можно послать отчеты АРКА в югославское и чешское консульства. Так и будем действовать не покладая рук. О Культуре нужно всячески твердить, когда где-то еще имеется запас атомных бомб.

Николай Рерих был действительным членом Югославской академии наук и художеств в Загребе, его картины экспонировались на местных выставках. Поэтому неудивительно, что часть его картин оказалась в Югославии. В состав Югославии входили современные Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, а также Босния и Герцеговина. Государство распалось в конце XX века в результате политического кризиса.
В марте 2017 года ряд СМИ сообщили, что сотрудники посольства России в Хорватии нашли в одном из музеев Загреба 10 пропавших полотен русского художника Николая Рериха. Об этом в интервью ТАСС, 17 февраля 2017, сообщил посол России в Хорватии Анвар Азимов.

Анвар Азимов

Анвар Азимов
© Посольство России в Хорватии

«Мы делаем большое дело по увековечиванию русской культуры. Мы обнаружили в запасниках одного музея 10 уникальных картин Николая Рериха, которые с его согласия были привезены сюда в конце 30-х годов, здесь проходила выставка его картин. Потом они здесь остались, затем была война и об этих картинах фактически забыли», — рассказал глава российской дипмиссии. Речь идет о картинах, в которых художник повторял сюжеты из своих же прежних произведений. Среди найденных работ — «Идолы. Языческая Русь» 1913 года, «Тибетский стан» (1931), «Шествие утра» (1931), «Путь на Кайлас» (1931), «Канченджанга» (1924), «Ашрам» (1931), «Жилище Такура» (1931), «Ташидинг» (1924), «Паранирвана» (1927), «Приказ учителя» (1931). «Мы ведем необходимую работу по возвращению этих картин российской стороне», — добавил посол.

Чуть позже появились сообщение ТАСС, что в расположенном в Белграде Национальном музее Сербии обнаружены еще семь полотен Николая Рериха.

Национальный музей Сербии

Национальный музей Сербии
© wikipedia.org/Petar Milošević

Как сообщила ТАСС, 8 марта 2017 года, хранитель собрания иностранной живописи музея Елена Дергенц. Они считались пропавшими с 1941 года, когда войска нацистской Германии вторглись на территорию Югославии. По ее словам, речь  идет о следующих картинах.

“В собрании Национального музея в Белграде хранятся семь картин Николая Рериха”, – заявила Дергенц. Это «Бургустан. Кавказ» (1913), «Звоны» (1919, картина известна также под названием “Благовест”), «Благие посетившие» (1923, известна и под названием «Святые гости»), «Берендеи. Деревня» (1921, также известна под названием «Деревня Берендея»), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922, известна и как «Юность Преподобного Сергия»), два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921). Сам Николай Рерих из этих своих работ особенно ценил картину “Благие посетившие”.

 

Картина Николая Рериха «Благие посетившие» (или «Святые гости»), 1923 г.

Картина Николая Рериха «Благие посетившие» (или «Святые гости»), 1923 г.

В 1932 году, когда в Белграде создавался музей, Николай Рерих написал письмо сербскому королю Александру I, в котором предложил в дар музею одно из своих полотен и пожелание устроить в Белграде постоянно действующую выставку своих работ.

“Горит сердце мое принести в дар этой сокровищнице одну из картин моих, но творчество мое распадается на два мира: один – мир славянский, русский, другой – мир колыбели родоначальников славян арийцев – Гималаи. Как избрать? Не будет ли благоугодно Вашему Королевскому Величеству указать мне, который из этих миров был бы желателен для сокровищницы Белграда?” – говорится в письме от 5 июня 1930 года, хранящемся в государственном архиве Сербии.

Король ответил, что предпочел бы картину “из русской жизни или природы, то есть из мира славянского”.

После переговоров Белград в 1932 году были направлена 21 картина. Список передаваемых картин был приведен в сопроводительном письмо Н.К.Рериха от  17.06.1932.

Сопроводительное письмо Н.К.Рериха об отправке шести своих картин в Национальный музей Белграда и список картин Н.К.Рериха, находящихся в музеях Югославии, Белграде и Загребе, 17.06.1932, на англ. Сопроводительное письмо Н.К.Рериха об отправке шести своих картин в Национальный музей Белграда и список картин Н.К.Рериха, находящихся в музеях Югославии, Белграде и Загребе, 17.06.1932, на англ.

В 1938 году тринадцать картин были переданы в «Русский культурно-исторический музей» в Праге, т.о. в Белграде в музее Принца Павла (ныне – Национальный музей Белграда) осталось семь картин художника:

  • Бугурстан
  • Зов колокола
  • Деревня Берендея
  • Св. Сергий
  • Святые гости
  • Костюм к «Снегурочке» I
  • Костюм к «Снегурочке» II

Начавшаяся Вторая мировая война, а затем и нападение фашистской Германии на Югославию в апреле 1941 года помешали вернуть экспонаты в Россию.

Осенью 2018 года Министры культуры России и Сербии Владимир Мединский и Владан Вукосавлевич обсудили вопрос хранящихся в Белграде картин Николая Рериха в ходе переговоров состоявшихся 20.10.2018 года. На пресс-конференции в Русском доме Белграда по итогам переговоров, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС, обсуждалась ли идея достать полотна Рериха из запасников и представить их публике, если нет возможности передать их России, Мединский ответил:

“У нас есть идея получше. Когда получится – расскажем”.

Вукосавлевич заметил, что

“… это было очень содержательное заявление, я бы к нему присоединился”. “Мы интенсивно обсуждали целый ряд важных вопросов, среди которых и этот вопрос. Надеюсь, вы вскоре будете оповещены о результатах таких переговоров”, – сказал сербский министр.

Отвечая на вопрос журналистов, когда можно ожидать возвращения листа Мирославова Евангелия, хранящегося в России, Вукосавлевич ответил, что эта тема часто обсуждается с российской стороной.

“В настоящий момент не хотел бы говорить больше, но существует высокий уровень понимания с обеих сторон, когда речь идет и о картинах Николая Рериха, и о листе Мирославова Евангелия. Здесь существуют многочисленные формально-правовые препятствия как в Сербии, так и в России, но благодаря взаимопониманию с Минкультом РФ, думаю, мы постепенно подходим к возможному решению этих вопросов”, – сказал Вукосавлевич.

Для справки. Мирославово Евангелие, старейшая сербская рукописная книга на кириллице, была создана в городе Котор в 80-х годах XII века по заказу князя Мирослава, брата основателя государства Стефана Немани. Известно уникальными позолоченными миниатюрами. До 1896 года рукопись находилась в монастыре Хиландар на Афоне, затем перевезена в Белград. В середине XIX века ученый и епископ Порфирий (Успенский) изъял один лист из книги и передал в Публичную библиотеку в Петербурге, где он и хранится до сих пор. В годы Второй мировой войны страница уцелела от гитлеровских бомбежек, власти Сербии неоднократно поднимали тему ее возвращения.

Информации о местонахождении картины “Земля славянская” (“Земля Всеславянская”, 1931), ранее входившая в коллекцию короля Александра (Сербия),  в настоящее время нет.

“В картине Рериха “Земля всеславянская ”, находящейся сейчас у короля Александра в Белграде (эти слова написаны в 1934г. — составитель), изображён инок, устремившийся взором в дали славянские, в которых раскинулись города и селения, где текут полноводные реки и синеет мощный бор. Над иноком виден колокол. Не есть ли это напоминание о чтимом преподобном Сергии уже близким призывному колоколу? (Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с).

Другие картины с аналогичным сюжетом и таким же названием, были написаны Н.К.Рерихом в 1934 г. (картина продана 14.12.1995 на аукционе Sotheby’s London), 1943 г. (входит в музейную коллекцию МЦР) и 1944 году (входило в собрание Ю.Н. Рериха, местонахождение неизвестно).

Николай Рерих. Земля Всеславянская. (Земля Славянская). 1931

Николай Рерих. Земля Всеславянская. (Земля Славянская). 1931

Впоследствии Н.К. Рерих, вплоть до самой смерти, неоднократно в письмах и дневниках возвращался к судьбе оставленных в Югославии картин:

«… А где картины в Белграде, в Загребе, в Праге?». (Рерих Николай Константинович. Листы дневника. В трех томах. Том 2, Терпите. 26.08.1941)

«Сколько разбросано! Сколько разлетелось! И не собрать. В Париже — целый архив и картины… В Белграде — семь картин («Святые гости»), в Загребе — десять картин («Языческое»)». «Большие опыты терпенья: в Риге под спудом пятьдесят картин, в Париже — сорок, в Белграде — семь, в Загребе — десять…». «Неизвестно, где в Белграде «Земля славянская» «Святые гости», «Слобода берендеев»? Всего семь картин. В Загребе было десять картин («Древняя Русь», «Приказ Учителя» и др.)»

(Рерих Николай Константинович. Листы дневника. В трех томах. Том 3, Сколько, 24.09.1942)

«В Белграде было семь картин и одна во Дворце, но там все изменилось, люди переменились и даже спросить некого. В Загребе были десять картин и была там Академия Наук — жива ли? Со времени войны перестали присылать отчеты и труды…».

(Рерих Николай Константинович. Листы дневника. В трех томах. Том 3, Грабарь, 13.07.1947)

В 1934 году Н.К. Рерих написал завещание, в котором завещал коллекции своих картин, находящиеся в учреждениях Европы и Индии, в том числе коллекции Музея Принца Павла в Белграде своей жене – Е.И. Рерих. После смерти Е.И. Рерих в 1955 году, права на картины перешли к ее сыновьям (Ю.Н. и С.Н. Рерихам).

Завещание Николая Рериха

Завещание Николая Рериха

Завещание Елены Рерих

Завещание Елены Рерих

В 1957 году Ю.Н. Рерих возвратился в СССР и выразил желание передать, принадлежащие ему коллекции картин Н.К. Рериха советскому государству. В том числе, речь шла и о картинах, находящихся в Югославии.
Ю.Н. Рерих пытался решить вопрос возвращения картин из Югославии через Министерство культуры СССР, однако скоропостижная смерть Ю.Н. Рериха в 1960 году не позволила завершить начатый процесс до конца. Об этом подтверждает письмо Ю.Н.Рериха от 14.9.1958 года к министру культуры Н. А.Михайлову (РГАЛИ. Фонд 2329, опись 4, ед.хр.861).

Картины Николая Рериха в Национальном музее Сербии

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x