Алексей Михеев. БОЛЬШАЯ ЗАЧИСТКА РЕРИХА // SotaVision


Великий русский художник и мыслитель Николай Рерих получил интересный подарок к своему 145-летию. Генеральный директор музея Востока Александр Седов потребовал незамедлительно убрать мемориал Рерихов из московской усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке.

Таково официальное предписание ФБГУК Минкультуры РФ «Государственный музей искусства народов Востока». Скульптуры Николая и Елены Рерихов, а также бюсты их сыновей Святослава и Юрия чиновники требуют поскорее демонтировать и вывезти с территории усадьбы.

По этому поводу сотрудники Международного Центра Рерихов (МЦР) обратились в средства массовой информации с открытым обращением. Где сказано: «Верхом цинизма чиновников представляется, что акция разрушения мемориала с прахом Н.К.Рериха приурочена к 9 октября – именно к дню рождения художника. Вместе с мемориалом чиновники от культуры также требуют убрать с территории усадьбы Лопухиных бюсты его сыновей – Юрия, всемирно известного востоковеда, и Святослава, выдающегося художника и общественного деятеля, безвозмездно передавшего на Родину наследие своих родителей».

Инициатором кампании по уничтожению наследия Рерихов в обращении напрямую назван министр культуры РФ Владимир Мединский.

Именем Российской Федерации

Это, собственно, не весь скандал, а очередной виток его. СМИ об этом писали неоднократно: целой серией статей разразился сайт «Новые Известия». Проблему освещала «Новая газета», была также обстоятельная передача на радио «Эхо Москвы». Более того – сами волонтеры Центра Рерихов сняли о своей тяжелой ситуации документальный фильм.

Не осталась в стороне и «Сота», рассказавшая о планомерном разрушении мемориала Рерихов два года тому назад. Но тогда всё еще только затевалось. Отправной датой наступления на МЦР следует считать 28 апреля 2017 года, когда в присутствии чиновников Минкульта неизвестные люди в форме без опознавательных знаков захватили усадьбу. Штурмом руководили неизвестные штатские. Оказавшаяся рядом полиция демонстративно бездействовала. Рерихианцы до сих пор называют эти меры рейдерским захватом, а людей в штатском причисляют к сотрудникам музея Востока.

Два года спустя, 11 июня 2019 года решением Арбитражного суда Москвы Международный центр Рерихов признан банкротом.

– Этим действиям сейчас придана видимость законности, – рассказывает первый заместитель гендиректора Музея имени Николая Рериха Павел Журавихин. – Нашу общественную организацию пытаются ликвидировать путем принудительного банкротства, начислив сверхъестественные налоги и штрафы на сумму 59 миллионов рублей. Это налог за дарение картин, переданных меценатами.

В 2017 году здание было сдано в аренду Государственному музею Востока, а тамошнему руководству Рерихи не нужны в принципе. Музей Востока хочет просто избавиться от памятников, и никого не интересует, где они теперь должны быть установлены. А между тем для нас, – продолжает Журавихин, – это культурное и национальное достояние. Новые хозяева говорят нам: «Музей теперь государственный, вывозите все свои памятники». Но тут полная подмена понятий – люди, которые разрушили музей, сейчас объявляют себя государством.

Спорынья вранья

Если разбираться детально, то создание музея Рерихов – результат именно государственных обязательств перед Святославом Рерихом. Сын великого художника передал России его картины на безвозмездной основе. И при этом настаивал, чтобы Центр Рерихов разместился именно в особняке Лопухиных. Средства на музей собирала общественность.

– Если подходить к вопросу именно с юридической точки зрения, то во всем мире приоритетной остается именно воля дарителя, – комментирует Павел Журавихин. – Соответственно, обязательства государства связаны с выполнением этой воли. А четыре памятника Рерихам до сих пор принадлежат МЦР именно на правах собственности.

В 1999 году состоялось торжественное открытие мемориала Рерихов. Памятники супругам, созданные скульпторами Сергеем Манцеревым и Валерию Кузнецовым открыли в присутствии почетных гостей – экс-премьер-министра РФ Евгения Примакова, Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Индии Александра Кадакина, а также специального представителя генерального секретаря ООН Юлия Воронцова. Это всё дела, в общем, давние, но не далее как еще в 2015-м сами чиновники Минкульта сами называли работников МЦР эталонными хранителями ценнейших произведений искусства. По тогдашнему высказыванию советника министра культуры Кирилла Рыбака, музей Рерихов следовало показывать в качестве примера того, как надо заботиться о коллекциях.

Чем занимается сейчас Кирилл Рыбак? Опубликовал в «Культурологическом журнале» ( № 2 за 2019 год) большую научную статью под названием «О религиозном опыте Елены Рерих и стремлении его переживания адептами “Живой Этики”». А в 2017-м заявил прямым текстом сайту «Газета.Ру» нижеследующее: «…находящиеся в Центре Рерихов произведения были приобретены бывшим председателем правления банка на похищенные у кредитной организации денежные средства… Учитывая истерию, которую подняли в Международном центре Рерихов и сострадающие ему граждане, должен заметить, что, по моему мнению, со стороны правоохранительных органов все было предельно корректно. При этом было много эмоциональных заявлений со стороны руководства МЦР — это их право. Произведения искусства, имеющие отношение к известному лицу, в присутствии работников МЦР были должным образом демонтированы, упакованы и вывезены для их дальнейшего хранения».

Последний тезис – самая настоящая ложь, поскольку (по свидетельству опять-таки Павла Журавихина) экспонаты музея до сих пор приходится спасать от “грибка”. Продолжаем, однако цитату из тогдашнего интервью с Кириллом Рыбаком, который с 2015-го по 2017-й резко поменял свое отношение к МЦР: «Сейчас в прессе развернута эмоционально окрашенная кампания — что традиционно для той части рериховского сообщества, которое поддерживает Международный центр Рерихов. С начала 1990-х годов их кредо — это активные действия, можно сказать — «борьба», в защиту «имени и наследия Рерихов». Используя слово «борьба», хочу высказать предположение, что они всегда двигаются в противофазе, противопоставляя себя кому-либо и постоянно повторяя, что именно они — та самая институция, которой Рерихом делегировано право хранить, изучать и представлять наследие Рерихов сообразно воззрениям этой семьи. Они тщательно документируют все свое взаимодействие с любыми органами и организациями, а если что-то их не устраивает, начинают критиковать тех, с кем они не согласны».

Куда девали картины

Есть и третья точка зрения, которую не грех бы и проверить. Она озвучена устами директора департамента музеев Министерства культуры РФ Владиславом Кононовым и, если верить ей, то бояться ничего не надо. Сейчас картины Николая Рериха находятся на временной экспозиции в отреставрированном павильоне ВДНХ «Здоровье». Видимо, там их и следует искать дотошным искателям истины.

– Мы приняли решение, – сообщил чиновник, – что в павильоне мы подготовим и в начале весны откроем полноценный музей Рерихов, с открытым хранением фондов, с интересной застройкой этого павильона. Сейчас музей Востока работает над концепцией постоянной экспозиции Рерихов. Международному центру Рерихов было предложено забрать всё, что они могут забрать. В какой стадии это находится, к сожалению, в ежедневном режиме я за этим не слежу. Мы обсуждаем также вопрос о том, кому будет передана усадьба Лопухиных. Окончательное решение будет принято, когда будут понятны сроки проведения там ремонтно-реставрационных работ. Сейчас усадьба находится в оперативном управлении музея Востока, но весь этот квартал – это территория ГМИИ им. Пушкина. Рассматриваются разные варианты, но решение будет принято, исходя из сроков реставрационных работ, а также концепции использования, которую представит и музей Востока, и ГМИИ им. Пушкина.

Скорее всего, усадьбу Лопухиных, по словам Владимира Кононова, закроют на капитальный ремонт. Слово, как говорится, не воробей, автор этого текста сходил и проверил, как сейчас обстоят дела с усадьбой. Они безрадостны: на территории – пост охраны, впускают только нужных людей, но никак не журналиста с улицы. Весь МЦР ютится в маленькой «буханке» напротив усадьбы. Волонтеры центра Рерихов настолько запуганы, что вообще боятся представляться. По их словам, они дежурят в машине круглосуточно. Ведут разведку, следят за состоянием мемориала – тех самых статуй Николаю и Елене Рерих, из-за которых сейчас весь конфликт.

А у решетчатой ограды стоит портрет Рериха, рядом лежат цветы и горит лампадка. Мой выход в разгромленный МЦР состоялся 9 октября, в день 145-летия художника. С днем рождения, Николай Константинович!

Алексей Михеев

МНЕНИЯ

Член Совета по правам человека Андрей Бабушкин:

«Мы прошли на территорию музея, смогли осмотреть то, что было доступно, — рассказал он позже журналистам. — Действительно, это уникальное здание 18–19 веков, там идеально все восстановлено, причем без государственных средств, за счет средств банка и частных жертвователей. Это уникальный центр и уникальный музей. Действия Министерства культуры кажутся мне достаточно непонятными и создающими угрозу для такого негосударственного музея».

Руководитель налоговой практики International Tax Associates Рустам Вахитов:

«С точки зрения налога на имущество, который составил львиную долю доначислений, из определения следует, что теоретически возможность освобождения от этого налога существовала, если бы данные картины были поставлены на учет в Музейный фонд. Но по каким-то причинам этого не было сделано. То есть имущество может находиться и не в государственной собственности, но при этом учитываться в Музейном фонде. То есть это не передача имущества в государственную собственность, это, скорее, учет».

Министр культуры Владимир Мединский (из письма президенту Владимиру Путину, 2013 год):

«Информирую Вас о ситуации, сложившейся в отношении 282 картин Н. К. и С. Н. Рерихов, находящихся с 1989 года в Государственном музее искусств народов Востока (далее — музей) и относящихся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации. На протяжении многих лет на картины в судебном порядке претендует общественная организация «Международный центр Рерихов» (далее — МЦР), зарегистрированная в 2000 году. Решением Хамовнического районного суда от 24.11.2011 данная коллекция картин безосновательно передана МЦР в качестве наследственного имущества. <…>Указанные судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права <…> и повлекут утрату государством 282 уникальных произведений искусства, которые имеют значительную материальную стоимость (оценочно более 3 млрд рублей)».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Согласно воле Святослава Рериха, полотна его отца были вывезены из Индии в Россию в 1990 году и передано Советскому фонду Рерихов для создания общественного Центра-музея имени Николая Рериха. В 1993 году Святослав Николаевич умирает.

Объем наследия Рерихов составляет в общей сложности 288 полотен, включая работы не только Николая, но и Святослава Рериха. В 1995 году общественному музею Рерихов переданы (в долгосрочную аренду сроком на 49 лет) корпуса усадьбы Лопухиных — с условием научной реставрации. В 2014 году мэр Москвы Сергей Собянин передал МЦР право безвозмездного пользования строениями усадьбы.

7 марта 2015 года в общественный музей имени Н.К. Рериха явились 60 сотрудников МВД и Росгвардии в обществе представителей Минкульта и Государственного музея Востока. Поводом к визиту стало дело «Мастер-Банка»: его президент Борис Булочник часто помогал организации как меценат. Входная дверь была разбита кувалдой, охрана блокирована. В здании был произведен обыск. В тот день из музея было вывезено около 200 экспонатов в статусе вещдоков. Эти реликвии впоследствии переданы в музей Востока на ответственное хранение.

В сентябре 2015 года министр культуры Владимир Мединский обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с предложением о переводе усадьбы Лопухина из городской в федеральную собственность. Росимущество передает дом в оперативное управление музея Востока.

Источник: Sota.vision

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x