В Республике Беларусь проходит выставка изданий Международного Центра Рерихов


Жизненный и творческий путь семьи Рерихов представляет яркий пример служения Высокой Культуре. В 2019 году исполняется 145 лет со дня рождения всемирно известного художника, мыслителя и путешественника Николая Константиновича Рериха, 140 лет со дня рождения замечательного философа Елены Ивановны Рерих, 115 лет со дня рождения их младшего сына, художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. 2 октября в Бресте в центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина состоялось торжественное открытие юбилейной выставки книг «Осознание красоты спасет Мир», организованное сотрудниками Отделения Международного Центра Рерихов (МЦР) в Республике Беларусь.

В этот же день в Минске в библиотеке Белорусского государственного университета культуры и искусства председатель Отделения Владимир Михайлович Попов и его первый заместитель Людмила Михайловна Шестирекова вместе со студентами университета провели открытие книжной выставки изданий МЦР под названием «Держава Рерихов». На мероприятии была представлена видеопрезентация об этой великой семье, оставившей будущим поколениям уникальное творческое наследие, а также о выдающемся ученом-востоковеде и общественном деятеле, историке и философе Людмиле Васильевне Шапошниковой, создавшей первый в России общественный Музей имени Н.К.Рериха и ставшей наряду с П.Ф.Беликовым основателем научной школы рериховедения.

Торжественное открытие выставки в Бресте началось с выступления сотрудника Белорусского отделения МЦР Анатолия Валентиновича Волкова. Он отметил, что Николай Константинович Рерих – художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель и публицист – относится к плеяде всемирно известных деятелей русской культуры. Многогранность таланта Николая Константиновича сравнима по своей величине с гениями эпохи Возрождения. Им написано более семи тысяч картин, которые находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира, а литературное наследие насчитывает двадцать семь томов. Оно включает очерки о культуре, искусстве, археологии, сказки, стихотворения, дневники. Наиболее известны книги Н.К.Рериха «Нерушимое», «Алтай-Гималаи», «Держава Света», «Священный Дозор», «Твердыня Пламенная», «Сердце Азии», «Пути Благословения», «Шамбала», «Врата в Будущее». С молодых лет Николай Константинович был погружен в исторические, археологические, искусствоведческие исследования, изучение восточной философии. Глубокая творческая сосредоточенность и устремленность послужили основой его разносторонней культурной и научной деятельности: он возглавлял целый ряд просветительских учреждений, являлся действительным членом Российской академии художеств, а также академий многих стран Европы, предложил идею Пакта по охране культурных ценностей.

Рассказ о творчестве Н.К.Рериха продолжила Наталья Николаевна Неровнова. Она отметила, что литературные работы создавались им в разное время и в разных обстоятельствах: в Америке, где в 1920-х годах проходили его персональные выставки и была развернута работа по созданию культурных учреждений; в трудных экспедициях по Азии (1923–1928, 1934–1935); в Индии, в горной долине Кулу, где он прожил последние годы (1928–1947). В статьях и очерках Рерих размышлял о прошлом, настоящем и будущем человечества. Каких бы вопросов он ни касался, главной для него оставалась тема духовного и нравственного совершенствования человека, связь человеческой жизни с процессами космической эволюции.

Семья Рерихов трудилась как единый слаженный организм. Каждый из них выполнял особую миссию. О творчестве Елены Ивановны Рерих – выдающемся русском мыслителе, подвижнике и писателе, чье наследие представляет собой особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли, рассказали Татьяна Молош и Николай Зубко.

Созданные Е.И.Рерих книги Живой Этики, главный труд ее жизни, посвящены вопросам космической эволюции человечества. Татьяна Молош отметила, что эпистолярное творчество Елены Ивановны заложило прочный фундамент многих культурно-духовных процессов, развивавшихся в XX веке.

Живая Этика, или философия космической реальности, содержит в себе систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого является планета Земля. Эта философская система соответствует новому эволюционному витку, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение.

Эпистолярное наследие Е.И.Рерих является необходимым комментарием к книгам Живой Этики, а также ценнейшим источником, помогающим воссоздать событийно-фактическую канву ее жизни и понять ее эволюционную миссию. Из текстов писем можно представить Елену Ивановну как глубокого самобытного философа, рассматривающего глобальные космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве. Отвечая на вечный философский вопрос о смысле жизни, она определяла главнейшие задачи человека как расширение сознания, воспитание мышления и развитие личности, не только вобравшей богатейший познавательно-духовный опыт, накопленный человечеством за всю историю, но и постоянно открытой к восприятию новых знаний о мире и самом себе, личности, осознавшей единство Жизни и свою великую ответственность за каждую мысль, слово, действие.

Виктор Молош привел слова Святослава Николаевича Рериха: «Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой… Поиски Красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные моменты жизни нужно мыслить о Красоте». Он также отметил, что с именем С.Н.Рериха связаны многие ключевые явления, происходившие в духовно-культурном пространстве планеты в XX веке. Художник, искусствовед, ученый-естествоиспытатель, философ, просветитель, общественный деятель Святослав Николаевич, как и все члены семьи Рерихов, отличался редким синтезом разнообразных талантов и сфер их приложения. Он написал тысячи картин, ряд книг, руководил крупными культурно-просветительными учреждениями, закладывал основы новой одухотворенной науки и нового образования, укреплял устои сотрудничества двух великих держав – России и Индии.

Более половины своей жизни он прожил в Индии, впитав в себя ее мудрость и знания, открывавшиеся ему в многочисленных философских системах и учениях. Он постоянно искал новые выразительные средства, отвечающие задачам искусства новой эпохи, которую Рерихи называли эпохой энергетического мировоззрения и познания тонких энергий. В технике живописного искусства он достигал совершенства, глубоко проникая в духовный мир своих персонажей, философски осмысливая образы.

Именно в Индии, которая была него неиссякаемой сокровищницей всевозможной красоты, древних знаний и непрерываемой культурной традиции, он нашел наиболее созвучные своему искусству мысли, формы, ритмы, краски и сюжеты. Одной из основных тем его живописи была природа и народ Индии, проникнутые ощущением космичности жизни.

Насущной заботой Святослава Николаевича было пробуждение интереса к искусству в обществе, утверждение в сознании народов определяющей роли культуры. Эта тема неизменно звучала в его выступлениях и очерках.

Будучи носителем идей Живой Этики, он осмысливал и развивал положение этого Учения об эволюционной роли Красоты. Исходя из тезиса, что основой космической эволюции является стремление к Красоте и совершенству, он рассматривал проявления Красоты в различных царствах Природы, описывал тонкоэнергетические механизмы ее воздействия на сознание человека.

Как ученый-естествоиспытатель, Святослав Николаевич активно участвовал в исследовательских программах основанного Рерихами в Индии Института Гималайских исследований «Урусвати», ярко выявив свой исследовательский талант в области биологии, ботаники, орнитологии, зоологии, тибетской медицины. Предвосхищая нужды медицины будущего, он проводил успешные опыты по разведению высокогорных лекарственных трав в условиях более низких высот. Семена многих редких растений он посылал в различные научные центры и известным ученым, в том числе академику Н.И.Вавилову «как вклад в культурное строительство нашей Родины».

В заключение Анатолий Волков зачитал слова Н.К.Рериха из очерка «Правильный путь»: «…Вполне естественно желание каждого мыслящего человека жить в стране культуры. Но для этого каждый мыслящий человек должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь. Богатство само по себе еще не дает культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознает прекрасную необходимость неустанного строительства. И те, кто пронесут факелы красоты, те осмыслят жизнь своих близких. Ведь культура, по-своему, есть служение Свету. А Свет – един».

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x