Программа «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» в Казани


26 октября 2019 года в Республиканской юношеской библиотеке столицы Республики Татарстан прошла вторая лекция из цикла «Держава Рериха», посвященного 145-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. О путешествии великого художника, мыслителя и общественного деятеля по древним городам России, совершенном им в 1903–1904 годах вместе с супругой Еленой Ивановной Рерих, рассказал вице-президент Международного Центра Рерихов Сергей Владимирович Скородумов. Он выступил с лекцией, названием которой послужили слова Мастера «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Во вступительном слове к своему докладу Сергей Владимирович признался, что обретает все больше интересных творческих связей с Казанью. Помимо общения с коллегами из Татарстанского рериховского культурного объединения, он сотрудничает с ярославским ученым, профессором, доктором исторических наук Валентиной Черновской, которая работает над монографией, посвященной истории татар в Средней России.

Начав рассказ о путешествии Николая Константиновича Рериха по древним городам России, Сергей Скородумов подчеркнул, что личность великого художника трудно оценить масштабами современности. В наше время выдающиеся люди проявляют себя, как правило, одним талантом. Фигура же Рериха больше соответствует эпохе Возрождения, которую прославили титаны духа, имевшие самые разные способности и возможности. Таким был и Николай Константинович Рерих, оставшийся в истории равновеликим художником, мыслителем, путешественником, общественным деятелем. «Он исполнил свое предназначение, предопределенное его фамилией, которая в переводе означает “богатый славой”», – сказал Сергей Скородумов.

Николай Константинович на протяжении всей своей жизни оставался горячим патриотом Родины. Как великий завет потомкам звучат его слова: «Чтобы полюбить Родину, надо познать её». Именно этим стремлением руководствовался художник, когда готовился совершить свою первую крупную экспедицию, маршрут которой прошел по древнерусским городам. В период с 1903 по 1904 год Рерихи посетили Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Тверь, Углич и многие другие старейшие места формирования российской культуры от центральной части страны до ее западных границ. Везде, где бывал Николай Константинович, он тщательно осматривал, изучал, зарисовывал исторические и архитектурные памятники, а потом с сожалением отмечал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее».

Елена Ивановна Рерих, участвуя в экспедиции, выполняла обязанности фотографа. Н.К.Рерих писал: «Большое это было хождение по разным историческим местам. Всюду писались этюды – Елена Ивановна всюду снимала фотографии. Часть ее снимков вошла и в “Историю искусства” Грабаря, и в другие труды, посвященные памятникам старины». Примечательно, что изображения храмов на картинах Н.К.Рериха и на фотографиях его супруги чаще всего сделаны с одного и того же ракурса.

Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной Рерих. В прекрасном и глубоком образе выявил великий художник сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».

Большая живописная серия, созданная Н.К.Рерихом, насчитывает около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

Путешествие осуществлялось с благотворительной целью. Планировалось издать картины художника в виде писем и альбомов, дабы средства от их продажи поступили в фонд Красного Креста. Эта благородная задача также была выполнена. Издательство при Общине Святой Евгении выпустило открытки с репродукциями картин Н.К.Рериха: «Ростов. Кремль», «Углич [Крыльцо церкви Иоанна Предтечи]», «Углич [Вид с Волги]», «Углич. Воскресенский монастырь», «Углич. Церковь царевича Дмитрия» и другие.

Академик РАЕН и РАКЦ Л.В.Шапошникова в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. <…> Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика. <…> Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. <…> Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему. <…> Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам».

Рассказывая об этом путешествии, Сергей Скородумов поделился сведениями, накопленными им в течение многих лет, показал копии документов, найденных в архивах разных городов, и призвал присутствующих на лекции казанцев при желании подключиться к исследованию данной темы, так как, несмотря на прошедшие с момента начала экспедиции «По старине» 117 лет, она еще далеко не изучена. Известно, что в 1903 году Николай Константинович Рерих посетил Казань и написал этюд, на котором изобразил выдающийся памятник архитектуры – башню Сююмбике. Местонахождение этого этюда пока не установлено.

Очень важно и чрезвычайно актуально продолжать работать над темой путешествия семьи Рерихов по Руси, собирать по частицам информацию, которая позволит составить его подробную историю. Это путешествие послужило началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культуры. Спустя 30 с лишним лет после экспедиции «По старине», 15 апреля 1935 года, в Вашингтоне представителями 21 американской страны был подписан первый в истории планеты международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получивший название Пакта Рериха.

Прослушать лекцию «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» в субботний выходной день собрался полный зал слушателей. В заключение мероприятия присутствующие посмотрели видеофильм «Пакт Рериха. Мир через Культуру».

Лекторий «Держава Рериха» – это совместный проект Татарстанского рериховского культурного объединения и Республиканской юношеской библиотеки, который организован и проводится при поддержке Международного Центра Рерихов. Данный культурно-просветительский проект посвящен 145-летию со дня рождения Н.К.Рериха и направлен на то, чтобы показать широкой аудитории разные грани необъятного художественного и научно-философского наследия нашего великого соотечественника, сделать имя Рериха ближе и понятнее людям разных возрастов и интересов.

Лекции проекта «Держава Рериха» проходят в Казанской Республиканской юношеской библиотеке ежемесячно с сентября 2019 года по март 2020 года. Спикерами на них выступают приглашенные сотрудники Международного Центра Рерихов, профессионально занимающиеся изучением и популяризацией творчества Н.К.Рериха. Впереди еще пять встреч, темами которых будут «Священные вершины Азии в творчестве Н.К.Рериха» (23 ноября), «Заветы преподобного Сергия Радонежского в творчестве Н.К.Рериха» (21 декабря), «Великий закон Учительства, отраженный в художественном творчестве Н.К.Рериха» (25 января), «Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха» (22 февраля) и «Конь счастья. Чинтамани: значение понятия в религиях Востока и его связь со Знаком Триединства» (14 марта). Завершится лекторий мероприятием, приуроченным к Международному дню культуры, который отмечается по всему миру 15 апреля, в день подписания Международного договора – «Пакта Рериха».

Организатор проекта – Татарстанское рериховское культурное объединение – приглашает всех желающих на мероприятия лектория, чтобы, приобретая новые знания о жизни и бессмертном творчестве Николая Константиновича Рериха, расширять границы своего познания мировой культуры и сформировать глубокое отношение к современному историко-культурному, эволюционному процессу.

Диана Галлямова

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x