Госхоронение. Картины Рерихов погибают в государственном музее // Версия


Такой вывод можно сделать после просмотра новостного сюжета на РТР 5 декабря 2019 года. Это стало очевидно уже не только сотрудникам Международного Центра Рерихов (МЦР), которые не раз выказывали свои опасения, но и федеральным СМИ.

Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Д.С. Лихачев

Все бравурные уверения Минкультуры в ответ на тревожные обращения общественников разбиваются о факты, которые невозможно игнорировать: помещение, где вывешены картины Н.К. и С.Н.Рерихов, неприспособленно, в нем, судя по всему, грубо нарушен температурно-влажностный режим, произведения висят прямо над батареями и у входной двери. Что значит подобное содержание для темперы, в технике которой и написаны живописные шедевры, очень хорошо известно специалистам-реставраторам.

Им не раз приходилось по крупицам восстанавливать утраченный красочный слой, спасая бесценные произведения. Темпера чрезвычайно чувствительна к переменам температуры и влажности. Огромные залы с высокими потолками 13 павильона ВДНХ, близость выставки к выходу на улицу, включенное отопление могут в прямом смысле убить шедевры, причем ситуация с наступлением зимы только усугубляется.

Напрашивается вывод, что чиновникам Министерства культуры не достаточно того, что они уже сделали с общественным Музеем МЦР, пытаются уничтожить сам МЦР, борются против философии Рерихов и памятников нашим великим соотечественникам, поэтому они обрекли более тысячи рериховских полотен на физическое уничтожение. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то через несколько лет Россия просто утратит значительную часть богатейшей коллекции картин Рерихов.

 

Странно, что на это весьма «специфическое», а по сути варварское отношение Государственного музея Востока к творчеству великих мастеров обратили внимание только теперь. Ведь еще до печальных событий, которые можно назвать «захватом» и разрушением общественного музея имени Н.К.Рериха в Москве, всем хорошо было известно, что в залах Государственного музея Востока (ГМВ) температурно-влажностный режим, фигурально выражаясь, регулируется с помощью форточки, иными словами, не регулируется совсем.

В общественном Музее имени Н.К.Рериха, где большинство произведений находилось с 1990 до 2017 года, к ним было совсем другое отношение. Идеальные условия хранения с использованием новейшего оборудования прославленных зарубежных фирм; строжайшие правила экспонирования, за соблюдением которых велся постоянный контроль: проверялись датчики влажности, для регулирования температуры использовались увлажнители. Такая система, как в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов применялась далеко не во всех крупных федеральных музеях. Сотрудники Государственного музея искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) приходили перенимать опыт у общественной организации. Специалисты, приглашенные Минкультуры для проверки состояния шедевров, не раз констатировали их хорошее состояние. Но, как видно, сохранность рериховских полотен Минкультуры абсолютно не интересует, поэтому и сломали дорогостоящее оборудование, обеспечивавшее им необходимые условия.

Обосновавшись в отобранной у МЦР усадьбе Лопухиных, сотрудники ГМВ вместо того, чтобы позаботиться о попавших им в руки культурных ценностях, по нашему мнению, с первых дней обрекли их на уничтожение. Датчики были отключены. Еще через некоторое время вода просто выливалась из дорогостоящих увлажнителей, вышедших из строя. Спрашивается: “Зачем?”.

Складывается впечатление, что здесь налицо малограмотность, помноженная на равнодушие. Оно заметно проявилось и в ответах хранителя фонда Н.К. и С.Н.Рерихов ГМВ С.Д.Фролова на вопросы корреспондента новостного сюжета «Россия 1»: «Я, честно говоря, не знаю…», «Мы поставили перед службами музея задачу, что нужно воздушные потоки отвести, и вот результат…». Хранитель фонда не знает, что происходит с вверенными ему культурными ценностями и, судя по всему, не хочет знать. Поражает его, прикрытое циничной улыбкой, примитивное лукавство – дескать, во всем виноват датчик влажности, который просто разрядился, поэтому и показывает в помещении неприемлемую температуру… Впрочем его отношение не исключение… Где, например, руководитель рериховского отдела ГМВ В.А.Росов или директор А.В.Седов? Еще совсем недавно СМИ, и в том числе ВГТРК, пели дифирамбы открытию выставки картин Рерихов на ВДНХ, а представители руководства музея Востока с удовольствием позировали на камеры, рассказывая о том, какая прекрасная экспозиция, как рериховским полотнам здесь хорошо. Сейчас же смущенный хранитель неуверенно мямлит, что лучшим определением для концепции выставки будет известная русская поговорка: «Что в печи, то на стол мечи». Вспомним, как бывший директор филиала ГМВ Мкртычев Т.К. нелестно отзывался об общественном Музее, как бил себя в грудь и клялся, что профессионалы из Музея Востока создадут экспозицию, отвечающую новейшим требованиям современного экспонирования, а в результате – безобразие, от которого приходят в ужас даже обычные посетители. Полотна великих художников и мыслителей развешены без всякой концепции, многие из них, видимо, ради экономии места, просто налеплены вплотную друг к другу, так что рассмотреть каждое из них не представляется возможным. Но безусловным ноу-хау являются картины под потолком. Можно посоветовать сотрудникам ГМВ выдавать посетителям при входе крылья, ведь им время от времени придется воспарять, чтобы рассмотреть понравившиеся произведения. В этом случае отбоя от желающих полетать, точно, не будет. Одним словом, уважаемые зрители, что из «печи» вывалили, то и кушайте. Правда, все ли уместилось на этом, с позволения сказать, «столе»?

Несмотря на внушительные залы 13 павильона ВДНХ, где все стены просто увешены от пола до потолка картинами Рерихов, да еще мемориальный кабинет Н.К.Рериха, снова открытый в главном здании ГМВ, далеко не всем шедеврам, отобранным у МЦР, хватило места. По-прежнему неизвестна судьба многочисленных раритетов, а их хранилось в общественном Музее около 16 тысяч. Арестованные приставами в начале 2018 года 19 картин в рамках исполнительного производства по банкротству МЦР, остались в усадьбе Лопухиных. В одном из залов они, упакованные, вот уже почти два года стоят на полу, прислоненные к стенам. Подобное хранение в случае аварии водоснабжения может привести к утрате бесценных полотен. Естественно, о необходимом температурно-влажностном режиме никто не заботится, ведь само помещение перестало быть музейным.

В усадьбе Лопухиных сейчас располагается так называемый «Пушкинский Youth». Некогда классические залы старинного особняка, каждый из которых так гармонировал с экспозицией общественного Музея МЦР, изменились до неузнаваемости. Их архитектурные элементы потерялись , а они сами унифицировались и обезличились. Это произошло сразу после событий 2017 года, когда их выкрасили в ужасный мышиный цвет прямо поверх ярких обоев. А затем, уже в наши дни, постарались превратить в пространство производственного цеха, сдобрив его дешевой икеевской мебелью.

Сам по себе индустриальный стиль больше подходит для бывших фабрик и заводов, где сегодня и располагаются центры современного искусства, такие как «Винзавод», «Фабрика» (видимо, в память о знаменитой тусовке Энди Уорхола) или «Флакон», но классический особняк с палатами XVII века, где все еще витает утонченный дух «золотых екатерининских времен», переделать в заводской цех – это значит изувечить и извратить саму суть его пространства. Но чего не сделаешь, чтобы выглядеть модным, современным и привлечь молодежь? А если еще устроить для них не менее популярный «коворкинг», то отбоя от желающих потусоваться не будет.

Вот и получается, что более тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников, ГМИИ имени А.С.Пушкина, жалуясь на нехватку помещений для собственных фондов, а обретая новые площади, заканчивает примитивным коворкингом.

Недавно в усадьбе Лопухиных побывали журналисты из Европейских информационных агентств и, почему-то не оценили современный дизайн старинных залов, сравнив пространство «Пушкинского Youth» с хостелом, только без кроватей. Неужели патриоту Мединскому за державу не обидно?

Екатерина Иванова

Источник: Версия

 

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x