На финишной прямой. За семь картин Рериха Россия отдаст Сербии страницу Мирославова Евангелия XII века


Семь картин Николая Рериха (1874—1947), с 1933 года хранящиеся в Национальном музее в Белграде, могут вернуться в Россию. В обмен Россия отдаст 166-й лист Мирославова Евангелия — уникального памятника, включенного ЮНЕСКО в реестр «Память мира».
Этот фрагмент с середины XIX века находится в России и хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Договоренность об обмене культурными ценностями между Белградом и Москвой была достигнута во время визита в Сербию президента России Владимира Путина 17 января прошлого года. Затем, в октябре 2019 года во время визита в Белград премьер-министр Д. Медведев подписал соглашение о передаче Белграду страницы древней кириллической рукописи.
Сегодня власти обеих страны близки к практической реализации соглашения. Об этом сообщила в комментарии для ТАСС заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова.

«Мы находимся на финишной прямой. Сербская сторона завершила межгосударственное согласование всех документов. Мы тоже находимся на завершающей стадии, соглашение уже внесено в правительство, оно будет ратифицироваться. Буквально через две недели мы внесем в правительство соответствующий закон и будем полностью готовы к обмену этими ценностями», — заявила она.

По ее словам, ради урегулирования правовых аспектов обмена культурными ценностями обе стороны должны подготовить специальные законы о ратификации соглашения, которые затем вносятся в национальные парламенты. Сербская сторона уже прошла этот путь: еще в январе этого года Народная скупщина (парламент) Сербии приняла закон об обмене с Россией 166-го листа Мирославова Евангелия на семь картин Николая Рериха.

Мирославово Евангелие — древнейший памятник кириллической сербской письменности

Рукописное Евангелие-апракос (в нем текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями; — Rublev.com) было написано дьяком Григорием для князя Мирослава Завидовича, брата основателя династии Неманичей Стефана Немани, около 1180 года.
Князь Мирослав заказал это Евангелие для построенной им церкви Святого Петра на Лиме в Биелом-Поле (сегодняшняя Черногория).

В 1845—1846 гг. архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил рукопись в сербском монастыре Хиландар на Афоне. О времени и обстоятельствах появления рукописи на Афоне точных данных не сохранилось. Предполагается, что ее привез на Святую Гору основатель монастыря Хиландар князь Стефан Неманя — преподобный Симеон Мироточивый, скончавшийся на Афоне в 1199 году.
В качестве образца и доказательства своей находки архимандрит Порфирий изъял из памятника один лист (165-й или 166-й, по разным источникам), который привез в Санкт-Петербург. Здесь, в Санкт-Петербурге, этот фрагмент и хранится по сей день в собрании Российской национальной библиотеки.

Евангелие состоит из 171 листа. Оно написано на пергамене высокого качества. Текст в два столбца создавали два писца. Рукопись украшают выдающиеся по уровню исполнения инициалы — декоративные заставки, выполненные красками с добавлением золота. Рукопись заключена в деревянный переплет, обтянутый коричневой кожей, который был создан в XV—XVI веках.

Вопрос о возвращении в Сербию недостающего листа Мирославова Евангелия обсуждался на межгосударственном уровне больше ста лет.

Семь картин Николая Рериха, «застрявших» в Сербии

Семь своих ранних произведений — картины «Звоны» (или «Благовест») (1919), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923), «Берендеи. Деревня» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), а также «Бургустан. Кавказ» (1913) и два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921) Николая Рерих в 1932 году сам отправил в Сербию. Художник планировал затем отвезти картины обратно в Россию, но по каким-то причинам это ему не удалось сделать.

С 1933 года картины хранились в Национальном музее в Белграде, где были частью так называемой Русской комнаты в рамках постоянной экспозиции музея.

Вопрос о возвращении картин еще в 1950-е годы поднял сын художника, востоковед Юрий Николаевич Рерих, заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения. В случае успеха он намеревался передать «застрявшие» в Сербии картины отца в дар Советскому Союзу.

С тех пор по различным каналам страны безуспешно пытались договориться о передаче культурных ценностей. Достижению договоренности мешали различные обстоятельства, в том числе и распространенное в Сербии мнение, что страна имеет право требовать от России возвращения листа Мирославова Евангелия без каких-либо компенсаций.
Источник: Rublev.com

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x