16 августа 1902 года родился великий востоковед Юрий Николаевич Рерих

Памятник Юрию Николаевичу Рериху в Окуловке

16.08.1902 г., в деревне Окуловка Новгородской губернии родился Юрий Николаевич Рерих, русский советский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР.

Юрий Николаевич Рерих был единственным из Рерихов, кому удалось вернуться на Родину. Он был старшим сыном самых выдающихся Людей двадцатого столетия – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Краткой была Его жизнь, всего 58 лет, но как много Он успел совершить!

Коротко об основных вехах его жизни.

Детские годы Юрия Рериха прошли в Петербурге, где он обучался в гимназии К.И. Мая. С ранних лет он проявил необычайную способность к языкам. Получив в Петербурге начальное образование, он продолжил обучение в лучших вузах мира. В Школе восточных языков Лондонского университета Юрий Рерих изучает персидский язык и санскрит (1919 – 1920), затем продолжает учёбу в Гарвардском университете (США) и завершает своё образование в Парижском университете в Сорбонне (1922 – 1923), где получает учёную степень магистра индийской словесности.

В 1923 г. Юрий Николаевич отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию, возглавляемую его отцом. Это путешествие дало ему возможность усовершенствовать своё знание восточных языков и диалектов, а благодаря длительному пребыванию среди тибетских племён Ю.Н. Рерих стал единственным в мире специалистом по тибетским диалектам. Знание тибетского и монгольского, древних восточных языков (санскрит, пали и др.) позволило ему глубоко постичь мировоззрение восточных народов.

“В нашей экспедиции, — пишет Николай Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне. Мы видим в последних находках экспедиции Козлова, в трудах профессора Ростовцева, Боровки, Макаренко, Толя и многих других огромный интерес к скифским, монгольским и готским памятникам. Сибирские древности, следы великого переселения в Минусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый художественно-исторический материал для всего общеевропейского романеска и ранней готики”.
    За пять лет экспедиция прошла путь в 25 тысяч километров, преодолела 35 высокогорных перевалов, пересекала степи и пустыни. Ничто не сломило волю путешественников — ни снежные бураны, ни высота, ни палящее солнце пустынь. Экспедиция неоднократно подвергалась нападению вооруженных бандитов, а то и попросту арестовывалась местными правителями-самодурами. Так случилось на северном Тибетском нагорье Чантанг, которое, по словам Рериха, “справедливо заслужило славу самого холодного места Азии”.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи основывают в Индии Институт Гималайских исследований «Урусвати», директором которого становится Ю.Н. Рерих. Институт занимается вопросами всестороннего изучения Гималайского региона и прилегающих к нему областей, включающими природу и жизнь людей, их населяющих. Исследования Ю.Н. Рериха в области тибетологии и буддологии, монголоведения и индологии, результаты филологических, историко-культурных и археологических изысканий уже в 1930-е годы прочно утвердили его имя в ряду выдающихся востоковедов мира.

Результаты своих исследований сотрудники института с успехом докладывали на международных конференциях. Тесные связи с индийскими учеными, такими, как Чандрасекар Раман, Джагадиш Чандра Бос, и с многими представителями индийской литературы, философии, искусства, просвещения придавали институту “Урусвати” особый вес и значение в глазах западных ученых. Поэтому не удивительно, что среди почетных советников по науке, членов-корреспондентов и постоянных сотрудников “Урусвати” появились Л. де Бройль, президент Американского археологического института профессор Г.Магоффин, профессор института Пастера в Париже С.И.Метальников, профессор Гарвардского университета индолог Чарльз Ланман и другие.
Институт “Урусвати” поддерживал контакты и обмен публикациями с 250 институтами, университетами, музеями, научными обществами. К сожалению, прямая переписка с советскими учреждениями, получение советских изданий были крайне затруднены из-за недоброжелательности английских властей. Все же в 1937 г. советский биолог и генетик Николай Иванович Вавилов наладил научный контакт со Святославом Николаевичем Рерихом — сыном художника, специально изучавшим растительность Гималаев. В результате этой переписки в Ботанический сад Академии наук СССР были доставлены семена гималайских злаков. Но и эта единичная связь осуществлялась довольно сложным путем через Ригу.
Институтом “Урусвати” издавался ежегодник, который назывался “Журнал института Гималайских исследований”, где публиковались труды по широкому кругу вопросов. <…>
Непродолжительное по времени существование института “Урусвати” было на редкость продуктивным. Успешная деятельность превратила его в одно из крупных научных учреждений Индии. И, несомненно, выдающаяся роль в научной работе института “Урусвати” принадлежит директору института — старшему сыну Рериха — Юрию Николаевичу. Статьи Ю.Н. Рериха занимали значительное место в ежегодниках, им были опубликованы такие работы, как “Проблемы тибетской археологии”, “К изучению Калачакры”, “Тибетский диалект Лахуля” и другие.

Юрий Рерих у здания института “Урусвати”. Кулу

События Второй мировой войны приостановили исследования Института, но научная работа Ю.Н. Рериха продолжалась.

В 1949 г., после ухода из жизни Н.К. Рериха, Юрий Николаевич и Елена Ивановна переезжают в Калимпонг. В 1955 г. закончился земной путь Е.И. Рерих.

В 1957 г. благодаря содействию Н.С. Хрущёва Ю.Н. Рерих возвращается на Родину. Местом его работы в Москве становится Институт востоковедения АН СССР, в котором он возглавил Сектор философии и истории религий Индии. Усилиями Ю.Н. Рериха была создана так называемая «рериховская школа» индологов и тибетологов, отличающаяся особым стилем исследований.

Юрий Николаевич Рерих

Ситуация вокруг Юрия Николаевича в Институте Востоковедения складывалась не простая. Через какое-то время, на него накинулось партийное руководство института. Был запрещён выпуск трактата “Джаммапада” (из серии “Библиотека Буддики”), с вводной статьёй Юрия Николаевича, в которой были изложены основные положения учения Буддизма. Книга позже, всё же, вышла, но заместитель директора института вызвал к себе Юрия Николаевича и спросил: “Зачем вы сюда приехали?”

Историк Зелинский вспоминал, как Юрий Николаевич у него спрашивал: “Скажите, что, собственно, говоря, происходит? Я не понимаю. Они всё время мешают мне”.

Краткий перечень должностей и научных обязанностей Ю.Н. Рериха в московский период его жизни:        

  • Член Ученого Совета Института Востоковедения АН СССР и его филологической секции;
  • Член Ученого Совета Института Китаеведения АН СССР;
  • Руководитель группы тибетоведения Института Китаеведения АН СССР;
  • Член комитета по организации 25-го  международного конгресса  востоковедов;
  • Член оргкомитета всесоюзного совещания индологов;
  • Член советского комитета по проекту ЮНЕСКО «Восток-Запад»;
  • Член лексикографической комиссии Института Востоковедения АН СССР;
  • Руководил курсом тибетского языка Института Востоковедения АН СССР;
  • Член комиссии по приему кандидатских минимумов;
  • Научный руководитель  более десятка аспирантов;
  • Заведовал сектором истории философии и религии ИВ АН СССР;
  • Член Научного Совета АН СССР по координации работ в области атеизма. 

Юрий Николаевич  привез на в СССР принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 400 живописных полотен отца, огромную библиотеку, архив Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, ценные предметы, полный рукописный корпус “Листов дневника” отца и четырнадцать книг Живой Этики (изданных ранее в Париже и Риге), составление которых стало делом жизни всей семьи Рерихов. При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. По его инициативе были организованы первые выставки картин Николая Константиновича, которые имели колоссальный успех. Выступал с публичными лекциями, рассказывал об отце, Центрально-Азиатской экспедиции, культуре Востока.  Говорил  своим ученикам о методах познания: «Существует путь науки и другой путь – путь Духа». 

Возвращаясь на Родину, Ю.Н. Рерих привез с собой около четырехсот живописных полотен Николая Рериха, полный рукописный корпус “Листов дневника” отца и четырнадцать книг Живой Этики (изданных ранее в Париже и Риге), составление которых стало делом жизни всей семьи Рерихов.

Мемориальная квартира Ю.Н. Рериха

Архивная съемка бывшей квартиры Ю.Н. Рериха Москва, Ленинский проспект 62/1 кв. 35,Ю 2003 год.

 

Основные труды Ю. Н. Рериха

  • Рерих Ю. Н. Тибетский язык. – М.: Восточная литература, 1961.
  • Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. — Вып.1 — 11 / Ред. Ю. Парфинович и В. Дылыкова. — М.: Наука, 1983—1993. — (АН СССР. Ин-т востоковедения).
  • Избранные труды / АН СССР. Ин-т народов Азии. — М.: Наука, 1967. (Текст на англ. яз.)
    Рерих Ю. Н. Тибетская живопись / Пер с англ. А. Л. Барковой. — М.: МЦР; Мастер-Банк. — 2001.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. — Т.1. — М.: МЦР; Благотворительный фонд им. Е. И. Рерих; Мастер-Банк, 2004.
  • Рерих Ю. Н. История Средней Азии: В 3 т. — Т.2. / ред. И. И. Нейч. — М.: МЦР, 2007.
  • Рерих Ю.Н. История Средней Азии: В 3 т. – Т.3. / ред. И.И. Нейч. – М.: МЦР, 2009.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. 1967
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии / Пер. с англ. Н.Н. Зелинского. – Хабаровск, 1982.
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии / — Самара: Издательство «Агни», 1994.
  • Рерих Ю. Н. Удивительное жизнеописание Чаг лоцзавы, составленное Джуба Чойдаром (перевод с тибетского)
  • Рерих Ю. Н. Аланские дружины в эпоху монголов. Из журнала «Осетия», Париж, 1933 год, апрель — май — июнь.
  • Рерих Ю. Н. Буддизм и культурное единство Азии — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. (Сборник статей, выпущенный к столетию со дня рождения ученого)
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. — Т.1: 1919—1935 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Письма: В 2 т. — Т.2: 1936—1960 / Сост. Н. Г. Михайлова, предисл., прим. и указ. Т. О. Книжник, Н. Г. Михайлова, пер. с англ. Л. Г. Лоркина, И. В. Орловская и др. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи. Лекции. Переводы. — Самара, 1999.
  • Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. — М.: МЦР, 1992. — (Малая Рериховская библиотека). Скан-копия первого издания
  • Каталог тибетской коллекции. 1930.
  • Путешествие в сокровенную Азию. 1931.
  • Рерих Ю. Н. Владения архатов. 1929.
  • Рерих Ю. Н. Современная тибетская фонетика.
  • Гой-лоцава Шонупэл. Синяя летопись Deb-ther sNgon-po: История буддизма в Тибете, VI–XV вв. / Пер. с тибет. Ю.Н. Рериха, пер. с англ. О.В. Альбедилля и Е.Ю. Харьковой. – СПб.: Евразия, 2001.
  • Roerich G. N. Trails to Inmost Asia. Five Years of Exploration with the Roerichs’ Central Asian Expedition. New Haven — London, 1931.
  • Roerich G. N. The Blue Annal. Calcutta, 1949,1953. Part I—II.
  • Roerich G. N. Le parler de l’Amdo. Etude d’un dialecte archaique du Tibet. Rome, 1958.
 

Публикации о Ю. Н. Рерихе

  • С.Н.Рерих. «Слово о брате» // Газета «Содружество», № 7, октябрь 2002 г.
  • Ю.Н. Рерих // Советское востоковедение: Сборник статей. – М., 1958. – Вып. 3. – С. 220.
  • 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2002. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
  • Беликов П. Ф.. Светлой памяти Юрия Николаевича Рериха // Непрерывное восхождение: К 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова. — М.: МЦР, 2001. — Т. 1. — С. 482—497.
  • Бира Ш. Воспоминания об Учителе Ю. Н. Рерихе // 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: материалы междунар. науч.-обществ. конф. 2002 / МЦР. М., 2003. С. 43-50.
  • Бонгард-Левин Г. М. Будда молчит… // Наука и религия. 1989. № 7. С. 38−42.
  • Бонгард-Левин Г. М. Он прошел через всю мою жизнь… // 100 лет со дня рождения Ю. Н. Рериха: материалы Междунар. науч.-обществен. конф. 2002 / МЦР. М., 2003. С. 51-54.
  • Воспоминания о Ю. Н. Рерихе. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Воспоминания о Ю. Н. Рерихе: Сборник. По материалам конференции в Новосибирске, посвященной 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. — Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994. — 152 с.
  • Гумилёв Л. Н. Ю. Н. Рерих как историк Центральной Азии // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филос. аспекты осмысления: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2005. С. 668—674.
  • Елизаренкова Т. Я. Человек и учёный // Ю. Н. Рерих: материалы юбил. конф.: сб. ст. / МЦР. М., 1994. С. 14-19.
  • Елизаренкова Т. Я. «Жаль, что это продолжалось только три года!» // Воспоминания о Ю. Н. Рерихе: сборник. — Новосибирск, 2002.
  • Зелинский А. Н. Памяти Ю. Н. Рериха // Известия Всесоюзного географического общества. — 1963. — Т. 95. — 3. — С. 213—221.
  • Зелинский А. Н. Рыцарь Культуры: [к 90-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха] // Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. М.: МЦР, 1992. С. 3−20. − (Малая Рериховская библиотека).
  • Ларичев В. Е. Слово о Юрии Николаевиче Рерихе // Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск, 1982. С.11−28.
  • Ларичев В. Е. Юрий Николаевич Рерих — исследователь истории, культур и языка народов востока Азии: (к 100-летию со дня рождения) // История и культура востока Азии: материалы междунар. науч. конф. (г. Новосибирск, 9-11 дек. 2002 г.). — Новосибирск, 2002. Т.1. С. 40−46: ил.
  • Ларичев В. Е. Ю. Н. Рерих — путешественник, исследователь-востоковед, гражданин // Рериховские чтения: [сб. препринтов]. Новосибирск, 1983.
  • Пятигорский А. М. Речь на торжественном заседании, посвящённом 100-летию со дня рождения Ю. Н. Рериха
  • Ревякин Д. Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю. Н. Рериха: Каталог. Фотохроника. Архивные документы. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. — 500 с., ил.
  • Рерих Ю. Н.: материалы юбилейной конференции. — М.: МЦР, 1994. — (Малая Рериховская библиотека).
  • Величко Е.М. ; Дроздова-Черноволенко М.Ф. Ученый, мыслитель, переводчик. // Журнал “Дельфис” №26(2/2001).
  • Росов В. А. Юрий Рерих: Возвращение в «Новую Страну» // Россия и современный мир. — 2009. — № 3 (64) — С. 229—247.
  • Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом / Пер. с латыш. Л. Р. Цесюлевича. — Минск: Лотаць, 2002.
    Семека Е. С. и др. Юрий Николаевич Рерих / Семека Е. С., Шастина Н. П., Богословский В. А., Пятигорский А. М. // Рерих Ю. Н. Избранные труды. М., 1967. С. 5−16.
  • Скумин В. А., Ауновская О. К. Светоносцы. — Новочебоксарск: Терос, 1995. — 114 с. — ISBN 5-88167-004-3..
  • Тамазившвили А. О. Неизвестный, нежелательный, необходимый (к переписке Института востоковедения АН СССР о репатриации Ю. Н. Рериха) // Вестник Евразии. 1999.
  • Юрий Николаевич Рерих: биобиблиографический указатель / Сост. Н. К. Воробьева, М. С. Бухаркова, В. И. Шишкова. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.
  • Ю. Н. Рерих // Советское востоковедение: Сборник статей. — М., 1958. — Вып. 3. — С. 220.
  • Юрий Рерих: живое наследие. Материалы к биографии. Вып. I: Сборник статей и интервью. — М.: ГМВ, 2012.
  • Юрий Рерих: Статьи. Воспоминания. — Одесса: Астропринт, 2012. — 292 с.
  • Юрий и Святослав Рерихи в глазах всего мира // Газета «Содружество», № 4, март 2002 г.
  • К.Молчанова. «Идеал Человека» // Газета «Содружество», № 7, октябрь 2002 г.
  • И.В.Орловская. Страницы жизни // «Ю.Н.Рерих: материалы юбилейной конференции». Москва, Международный Центр Рерихов, 1994 г.
  • А.Н.Зелинский. Рыцарь Культуры // «Малая Рериховская библиотека». Предисловие к книге Ю.Н.Рерих. «Звериный стиль кочевников Северного Тибета».– Москва. Международный Центр Рерихов.
  • В.А.Вераксо. Восемь встреч с Учителем. Часть 2. // Журнал «Мир Огненный», № 2 (17), 1998 г.
  • Мурашкина Татьяна. Юрий Николаевич Рерих – учёный Новой Эпохи.  // Журнал “Восход” № 9 (101), Сентябрь, 2002.
  • Спирина Наталия Дмитриевна. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ. К 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха . // Журнал “Восход” № 9 (101), Сентябрь, 2002
  • Кашкалда В.Я. ВЕСТНИК СВЕТА. // Журнал “Восход” № 8 (76), Август, 2000
  • Федотов А. О востоковедческой деятельности Ю.Н.Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009. – 592 с.
  • Баранов Алексей Владимирович. К проблеме культурного единства Азии: некоторые аспекты наследия Ю. Н. Рериха. Журнал “Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры”. 2014.
  • Троянова Елена Владимировна. Историография Тибета в научном наследии Ю. Н. Рериха
    // Журнал “Известия Алтайского государственного университета” 2014.
  • Троянова Е. В. Ю. Н. Рерих: эпос о царе Гесаре как исторический источник. // Журнал “Мир науки, культуры, образования” 2014.
  • Троянова Е. В. К постановке проблемы исторического синтеза в статье Ю. Н. Рериха «Расцвет ориентализма» [1923] // Журнал “Мир науки, культуры, образования”, 2014.
  • Фролов В. В. Новое космическое мироощущение как пространство творческой деятельности Ю.Н. Рериха.  // Сборник “Живая этика и наука” 2013.
  • Фролов В. В. Ю. Н. Рерих как философ и творец новой науки. // Журнал “Лесной вестник / Forestry bulletin”. 2013.
  • Гиндилис Л.М. Юрий Николаевич Рерих: «По тропам Срединной Азии» // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009. – 592 с.
  • Воропаева В.А. Научное наследие Юрия Рериха и современные археологические исследования Иссык-Куля // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009. – 592 с.
  • Горбенко К.В., Сурина А.Ю. Раскопки поселения «Дикий Сад» на Николаевщине в контексте исторической концепции Ю.Н.Рериха // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009. – 592 с.
  • Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. / Под общ. ред. Л.В.Шапошниковой. В 2 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – С. 124–144, 346–358, 683–685, 824–842.

Справочные издания о Ю. Н. Рерихе

    • Рерих Юрий Николаевич // Милибанд С. Д. Биобиблиографический словарь советских востоковедов. — М.: Восточная литература, 1975. — С. 471—472.
    • Мамонова М. А. Рерих Юрий Николаевич // Алексеев П. В. Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды. — М.: Академический проект, 1999. — С. 667—668.
    • Рерих, Юрий Николаевич / Хлебников Г. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
    • Рерих Юрий Николаевич // «Московская энциклопедия». Том 1. Лица Москвы. Книга 3. 2010.
    • Рерих Юрий Николаевич // Энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. Б.А. Введенский. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – Т.2. – С. 306.
    • Богословский В.А. Рерих Ю.Н. // Советская историческая энциклопедия. – М., 1969. – Т.12. – Стб. 16.
    • Богословский В.А. Рерих Юрий Николаевич // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т.22. – С. 42.
    • Рерих Юрий Николаевич // Всемирный биографический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Бородулин и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – С. 640.

 

Фильмы о Ю. Н. Рерихе

Звезда Героя
Замечательный и очень качественный фильм о Юрии Николаевиче Рерихе и всей семье Рерихов. Транс-Гималайская экспедиция, очень хорошие современные съёмки по всему маршруту экспедиции и в местах, где Рерихи жили и трудились. Интервью с деятелями науки и культуры, близко знавшими Ю.Н. Рериха (в частности с Людмилой Степановной Митусовой, дочерью С.С. Митусова, двоюродного брата Е.И. Рерих). Прекрасное звуковое сопровождение фильма.

Режиссер:  А.Адмкова, О.Мартынов.  Документальный (02:56:18). Россия, 2002.

 

Старший сын. Юрий Рерих

Фильм о Ю.Н. Рерихе, старшем сыне Н.К.Рериха и Е.И.Рерих. Юрий Николаевич Рерих – выдающийся русский востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник, – внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение.  Автор и режиссер: Луиза Тележко. Ассистенты: Елена Плугатырева, Сергей Карандашов. Россия, 2003
Жанр: Документальный
Язык: Русский
Продолжительность: 00:54


 

Отрывки из высказываний Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, С.Н.Рериха.

«Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного учёного-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности… (…)

Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и честности. (…)

Редко бывает, когда человек с самых ранних лет своей жизни уже знал бы свой дальнейший путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни». (Из выступлений С.Н.Рериха)

«Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два, полтора, были каталоги музеев и выставок». (Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. 21.08.1931)

«…Юрий, который начал самоучиться читать и писать в самых ранних годах, написал свою первую поэму, которая начиналась: ”Наконец я народился”. А затем рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах. Тогда все мы читали такие записи с любопытством, думая, откуда у четырёхлетнего, если не трёхлетнего, малыша непременно верблюды; а ведь теперь никто не сказал бы, что такое воображаемое путешествие на верблюдах не было бы ко времени». (Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 435)

«История, философия, археология — как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой, заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и Ближним Востоком, но уже в 15 лет увлёкся Индией, а в 17 лет он начал свои занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте Восточных знаний. …К тому времени он уже знает латинский, греческий и многие европейские языки». (Из выступлений С.Н.Рериха)

«Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии». (Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 533)

«У него переписка со всеми выдающимися учёными, которые обращаются к нему именно как к лучшему учёному». (Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 7.2.1953)

«Лама говорит, что один очень учёный буддист в Ладаке хотел иметь учёное рассуждение с Юрием о буддизме. Тогда лама побоялся устроить этот диспут. Он говорит: ”Я боялся, может ли сын ваш говорить об основах учения. (…) Но сейчас я жалею, что не устроил это рассуждение в Ладаке. Ведь ваш сын, он всё знает! Он знает больше многих учёных лам”». (Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 144)

«И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились». (Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 3. С. 25) «Юрий стремится к делу — ведь у него столько незаменимых знаний и способностей. Невозможно, чтобы они оставались без приложения. И не в одной восточной науке, но и в воинском деле и в исторической литературе он знает так много, а уж Родину как любит!» (Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 3. С. 103)

«Его многочисленные труды — драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь — пример молодым, идущим на смену…» (Из выступлений С.Н.Рериха).

Высказывания ученых и  общественных деятелей об Ю.Н.Рерихе.

“Вообще говорить о нём трудно, но вместе с тем и легко. Трудно потому, что Юрий Николаевич Рерих был очень многогранным человеком. Я бы даже сказал — неожиданно многогранным. Круг его интересов распространялся далеко за пределы той научной области, в которой он работал. Неожиданно для себя вы вдруг открывали, что ему близки и он прекрасно ориентируется в вопросах, ничего общего с лингвистикой или востоковедением не имеющих. С другой стороны, говорить о Юрии Николаевиче легко, или даже скорее радостно, потому что воспоминания о нём всегда окрашены тем воодушевлением и радостью, которые он нёс людям; общение с ним, как мне кажется, у любого человека складывалось легко.

При первом знакомстве на вас прежде всего производила впечатление необыкновенная подвижность Юрия Николаевича, его мгновенная реакция на окружающее — и это при полнейшем отсутствии каких-либо признаков суетливости. Довольно редкое сочетание человеческих качеств, не правда ли? Это качество Юрия Николаевича подтверждают и его фотографии — среди них нет или почти нет похожих одна на другую. Конечно, подвижность исчезает в статическом моменте фотоснимка, её можно уловить лишь при живом общении с человеком.”

П.Ф. Беликов.  Журнал “Восход”,  № 8 (136), Август, 2005 // «Величайший победитель в битве…»* П.Ф.Беликов о Ю.Н.Рерихе


“В этом Человеке не было ничего, что не соответствовало бы его внутреннему содержанию. Стройность внешнего облика сочеталась с полной душевной гармонией. Это было воплощение совершенного человека. Это был живой идеал — идеал единения, умения любить и понимать любого. Общаясь с Юрием Николаевичем, я убедилась, что будущее человечества небезнадёжно, если высокая нравственность среди людей реальна. Ради такой красоты жить можно и нужно стремиться к самосовершенствованию. У нас есть будущее, истинно, — Светлое Будущее! Общее Благо возможно”.

К.А.МОЛЧАНОВА. ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА // Газета «Содружество», № 7, октябрь 2002 г.


“Доктор Рерих обладал умом, который, истинно, можно назвать энциклопедическим. Много стран способствовали его развитию: Петербург (Ленинград), Лондон, Париж, Гарвард и Дарджилинг. Однако наибольшее влияние на его личность оказали две страны – Россия, его родина, и Индия, его вторая родина.
    В Москве в 1956 году г-н Микоян сказал: “Весь Восток пробудился, но наш Институт востоковедения все еще спит”. Доктор Юрий Рерих вывел Институт востоковедения из этого оцепенения”.
Шри Кришна Менон, бывший посол Индии в СССР. (Из приветственного поздравления в связи с 60-летием Ю.Н. Рериха, отмечавшегося в Институте востоковедения АН СССР 15 октября 1962 г.).


“Ю.Н .Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н. Рерих как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н. Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен.”

Нирмал Сингх. Бывший директор Института тибетологии в Сиккиме.


 “Именно от Юрия Николаевича окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики, или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. Он был богато одарен духовно, и эти беседы о Живой Этике принесли его слушателям значительные накопления. Можно утверждать, что, ведя такого рода работу, Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так недоставало в те годы культурной России. В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни. Многие участники Рериховского движения, возможно, и не подозревают, кто в действительности стоял у истоков. Возможно, они наивно полагают, что являются первыми. Думаю, не все из них представляют и те условия, в которых оказался Юрий Николаевич. Пятидесятые годы были расцветом догматической идеологии, запрещались все иные направления мысли и философии. За это платили свободой, а иногда и жизнью. Тех, кто читал Живую Этику, исключали из партии, арестовывали и судили. Мы должны помнить об этом. Интерес к Рерихам зародился именно в этом канале диссидентства, где мужественно и бескомпромиссно боролись против тоталитаризма и правящей идеологии. Юрий Николаевич действовал осторожно, но в то же время смело. Его подвиг и жертва на этом пути еще не осознаны нами до конца”.

Шапошникова Л.В . Слово о Ю.Н.Рерихе// Ю.Н.Рерих. Материалы юбилейной конференции. М.: МЦР, 1994.


“У Юрия Николаевича было высокое чувство ответственности за всё содеянное им. Он считал, что человек должен отвечать за всё, что он делает, и если он будет об этом знать и помнить, то меньше совершит необдуманных действий”.

Н.Д. СПИРИНА, основатель и Почётный Председатель Сибирского Рериховского Общества, главный редактор журнала «На Восходе». // Журнал “Восход” № 9 (101), Сентябрь, 2002, ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ. К 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха.


“Юрий Николаевич Рерих обладал редкой среди ученых способностью “проникнуть внутрь” исследуемого им явления, постичь его через сопереживание. “Трудности в этой области исследований многообразны”, – отмечает он в докладе “Целители в Тибете”. – “Необходимо заслужить доверие туземных целителей, терпеливо проработать тысячи страниц рукописей, нередко написанных чрезвычайно сложным техническим языком, близко ознакомиться с туземным мировоззрением и, несмотря на это, сохранить к нему беспристрастный подход”. В современной этнологической практике подобный подход получил название “включенного наблюдения”, он предусматривает глубокое уважение к ценностям исследуемой культуры. Но Рерихи от сопереживания ценностей логично пришли к сотворению ценностей. Именно это обстоятельство делает их наследие способным органично вживаться в пространство практически всех национальных культур, обогащая национальный характер определенного народа и поднимая его до универсальных измерений истории”.

Н. Скиба, “Юрий Рерих: страницы незаконченного жизнеописания”, День, № 150, 20.08.2002, Киев


“В экспедиции (Центрально-Азиатской. – ред.) он отвечал еще и за военную охрану и справлялся с этим блестяще. Любил военное дело с детства, в личной библиотеке было много книг по военному искусству. Особенно любил Суворова за гуманное отношение к солдату и Кутузова. Закончил военную Академию во Франции. В его внешности и укладе жизни было много от военного, жил по-походному, обходился минимумом на личные нужды. Был воином по духу – мужественным и отважным, никогда не боялся трудностей, большую часть жизни проводил в экспедициях, имел свои убеждения, свой внутренний устав. Был непреклонен, когда дело касалось принципов, хотя по характеру был очень мягким, терпеливым и сердечным человеком. К делам подходил масштабно и мыслил, как стратег. Его мать (Елена Ивановна. – ред.) писала о нем: “Стратегия – его конек, кровь прадедов сказывается в нем”. Во всем его облике угадывалась Азия. Он не только знал, любил и понимал Восток, он был его частью, воплощением его Духа, его мудрости, внутренней силы и красоты. В экспедиции монголы принимали его за своего, рожденного в юрте кочевника. Он был своим, умел говорить с людьми на их языке, был очень искренним человеком”.

О. Алешкина, Вечерний Барнаул, № 4, 20.08.2002, Барнаул. “Человек, опередивший свое время”,


“Судьба одарила меня великим счастьем: я встретил Юрия Николаевича Рериха, только что вернувшегося из Индии, и водил его по Эрмитажу. После этого наше знакомство не прерывалось, и мы постоянно беседовали о проблемах Дальнего Востока, о путешествиях Юрия Николаевича, его открытиях. Однако, хотя я всегда чтил и помнил великих русских географов — первооткрывателей Центральной Азии: великого Пржевальского, Козлова, Грумм-Гржимайло, Певцова, Потанина и других, — я знал, что Юрий Николаевич Рерих и его отец Николай Константинович в своих путешествиях сделали не только не меньше, чем они, но в чем-то превзошли их. Они открыли прошлое тех стран, по которым путешествовали. <…> Это Гималаи как результат бывших горных процессов, как кристаллизованная история этих гор. Это искусство как результат прошлого горения духа тех мастеров, которые создали его. Великим открытием является проникновение в прошлое через мучительные поиски над грудами старых манускриптов, над раскопками в тяжелых условиях. Это подвиг не меньший, чем подвиг географа, и дополняющий его”.

Гумилев Л. Н.  Ю. Н. Рерих как историк Центральной Азии // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филос. аспекты осмысления: сб. науч. тр. – Минск, 2005. – С. 668.


“Запомнился проникновенный взгляд его добрых карих глаз. Весь его облик выражал аристократизм, спокойствие и сдержанность. При дальнейших встречах с ним, будь то в его квартире на Ленинском проспекте или у нас дома, во время его лекций в Доме учёных, в Третьяковской галерее или в Географическом обществе, — всегда поражала его скромность, манера говорить «мы», а не «я». Несмотря на энциклопедические знания, он никогда не позволял себе дать почувствовать, что мы знаем так мало в сравнении с ним.

Возвращение Ю.Н.Рериха на Родину сыграло особую и важную роль в дальнейшем развитии русской школы «классической» индологии (будологии, истории культуры и философии Индии), которая понесла столь значительные утраты со смертью таких выдающихся своих представителей, как С.Ф.Ольденбург, Е.Е.Обермиллер, Ф.И.Щербатской, а также молодой талантливый индолог и тибетолог В.С.Воробьев-Десятовский. Юрий Николаевич выступал с лекциями о Центральноазиатской экспедиции, занимался организацией и подготовкой выставок Николая Константиновича и Святослава Николаевича.

Устремлённостью к познанию неведомого и к путешествиям была насыщена его жизнь, чему способствовали незаурядные способности к языкам. С детских лет он отличался особой открытостью души, любознательностью и трудолюбием”.

М.Ф.Дроздова-Черноволенко. Величко Е.М. ; Дроздова-Черноволенко М.Ф. Ученый, мыслитель, переводчик. // Журнал “Дельфис” №26(2/2001).


“Заметим, что рождение Юрия произошло в необычных условиях. Известно, что Е.И.Рерих, будучи беременной, принимала активное участие в археологических раскопках, проводимых Н.К.Рерихом в Новгородской губернии в 1902 году. Там, 16 августа 1902 года недалеко от деревни Окуловка у Е.И. и Н.К. Рерих и появился на свет их первый сын — Юрий. Быть может, рождение ребёнка под знаком устремления родителей к раскрытию тайн прошлого предопределило судьбу будущего учёного-исследователя.

Николай Константинович и Елена Ивановна много внимания и времени уделяли воспитанию и образованию детей. Детская комната в Петербурге походила на мастерскую в миниатюре.

Юрий Николаевич, вспоминая свои детские годы, рассказывал, как их с ранних лет приучали к труду, развивали инициативу, наблюдательность. Вместе с младшим братом, Святославом, они чувствовали себя полноценными членами в семье, их рано брали в путешествия, и это развивало в них любознательность и любовь к природе.”

Величко Е.М. ; Дроздова-Черноволенко М.Ф. Ученый, мыслитель, переводчик. // Журнал “Дельфис” №26(2/2001).


“Поразило его умение мыслить. Его мысль, напряженная, как натянутая тетива лука в руках его любимого героя Гэсэр-хана. “Любую вещь надо осмыслить со всех сторон, — говорил он, — даже если кажется, что может быть только так. Первое — дисциплина мыслей и чувств. Осмысленным должен быть каждый наш поступок, даже каждое движение руки. Вечером обдумывать пройденное и составить план на завтра. Хоть что-то изменить к лучшему в себе каждый день”.

Конечно, во всем сказывалось и его прекрасное воспитание, и врожденный аристократизм, аристократизм духа.

Юрий Николаевич отличался удивительной интеллигентностью и культурой; был не просто полиглотом, но говорил на большинстве языков, которые знал, без акцента. Работал не спеша, в особом ритме, распределяя силы на весь день.

Он не терпел боязливости, показухи, мещанства, неисполнения обещаний. Обычно терпеливый, мягкий, он мог быть суровым. И я на себе испытала всю гамму его чувств, хотя он нас баловал неимоверно. Он не поучал, чаще старался передать свои мысли ненавязчиво, как бы невзначай, иногда примером в разговоре с другим.

Для меня было приятным открытием то, что Ю.Н., в отличие от большинства читающих Живую Этику, не бросался цитатами из Учения. Посторонний даже мог подумать, что он к ней непричастен, — он, самолично получающий прямые Указания! Юрий Николаевич передавал суть мыслей Живой Этики в своем мышлении, в своих поступках. Уловив однажды мой удивленный взгляд, он при первой возможности тихо пояснил: “Мы, восточные, не говорим о сокровенном, дорогом для нас”.

Он ненавидел ложь, иногда удивительно откровенно отвечал на весьма сокровенные вопросы. Например, на вопрос одной женщины на выставке: “Видели ли вы Учителя, были ли вы в Шамбале?”, ответил: “Да”. Но если надо было охранить сокровенное, то ничего в его лице — ни один мускул — не выдавало тайны.

Строго избегал Юрий Николаевич людей с астральными наклонностями (“видениями”, “голосами”, “автоматическим письмом”, имеющих “астральных гуру”), а также их друзей и знакомых.

С первого момента приезда в Москву Юрий Рерих весь был сосредоточен на том, чтобы понять, узнать советскую действительность, весьма трудную для каждого живого свободного ума. Ведь он приехал, чтобы передать Родине наследие родителей. Довершить то, что они не смогли, находясь вдали.

Таким же преданным Великому Делу родителей он был всю жизнь. Прекрасный художник в молодости, всесторонне одаренный, он изучает то, что нужнее всего для экспедиций — восточные языки, культуру. На вопрос моего отца, почему он не женат, он ответил: “Я же не мог подвергать семью всем опасностям путешественника и воителя”.

Юрий Николаевич приблизил к нам Восток: “На Западе люди умеют умно говорить, даже умно думать, но живут обычной земной жизнью. На Востоке, если что-то говорят, сразу же применяют в обыденной жизни, чтобы было согласие. Потому Запад не продвигается вперед, не преуспевает. У западных философов очень красивые мысли, но сами философы не знают простой жизни. Многие люди думают, что Живую Этику можно читать и не применять. Вместо религий со временем придет наука. Надо исходить из обстоятельств сегодняшнего дня, возможностей. Говорить языком, сейчас понятным. Хоть немного дать в жизнь. Единственная сила может сейчас приблизить человечество к духовности — наука”.

Юрий Николаевич советовал делиться прочитанным. Беседы — лучше всего вдвоем. “Мы ценим не объясняющие лекции, но работу над формированием себя”. Делать выписки, создавать для себя определенные требования, нормы, чтобы знать, как действовать. Оставить в покое тех, кому трудно, кому надоедает, и работать с теми, кто готов и рад бороться с трудностями.

“Приближаясь к Свету, тени сгущаются, — говорил Юрий Николаевич. — Западник может сожалеть об ошибках, мучиться в угрызениях совести. Восточник осмыслит, отбросит и пойдет дальше”.

Трудно было ему здесь, но он успокаивал нас: “Не трудно ли вам? Крепитесь, крепитесь, крепитесь!”.”

Г.Р. Рудзите. // П.Ф. Беликов, Г.Р. Рудзите. ЗВЕЗДА ГЕРОЯ. – Львов, 1998.- Составители: Оргкомитет конференции


Юрий Рерих на кадрах кинохроники. 1958-59 гг.

Юрий Николаевич Рерих. Любительская съёмка, сделанная в конце 1950-х годов в Подмосковье и в Переславле-Залесском.

 

Дополнительно:

Ю.Н. Рерих. Биография.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x