Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в г. Березино Минской области


«Идея охранения произведений человеческого гения так прекрасна и так насущна, что хотелось бы скорее провести ее в жизнь. Ведь сколько лет пройдет, пока сознание масс научится уважать то, что будет охранено Знаменем! А время не терпит».

Е.И.Рерих

«Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа».

Н.К.Рерих

Герб г. Березино

????????????????????????????????????

14 января 2021 года в Березинском районном Центре ремёсел состоялось торжественное открытие Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность».

Пакт Рериха – «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» является первым международным договором, который целостно решает вопросы защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, а также в мирное время и является основой современной международной правовой системы по защите этих ценностей. Пакт даёт огромные возможности для охранения культуры и несет в себе новые перспективы для будущего. Некоторые из этих возможностей в прошлом были использованы, другие были потеряны. От ныне живущих, зависит, насколько мы сумеем во имя Культуры воплотить в жизнь те идеи, которые заложены в Пакте. Поскольку актуальность их в современном мире жизненно необходима.

В адрес организаторов и участников выставки «Пакт Рериха. История и современность» поступили приветствия от Председателя Координационного совета Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха «EURASSIM» Лейлы Штробль и от Председателя Борисовского рериховского общественного объединения «Культура и Знание» О.В.Дубенко.

Березинский район – один из регионов Минской области, богатый своими культурными традициями. Народные промыслы составляют мощный пласт историко-культурного наследия. Березинские мастера в совершенстве владеют секретами ткачества, резьбы по дереву, вышивки, соломоплетения, бисероплетения, трели и вязания, передают свои навыки на секциях и встречах, мастер-классах и уроках мастерства.

Березино также славится уникальными народными обрядами и обычаями, которые являются нематериальными проявлениями творчества человека и включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В начале открытия выставки прозвучали современные музыкальные композиции на флейте и белорусские народные мелодии на инструменте «дудка белорусская» в исполнении преподавателей Березинской детской школы искусств Марии Рязановой и Анастасии Борисенок, а также присутствующим был предложен к просмотру фрагмент фильма Валерия Шатина «Время собирать камни», повествующий об истории создания, подписании Пакта и о том, какую угрозу для исторических памятников представляют современные военные конфликты.

Председатель ОМОО «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь Владимир Михайлович Попов сказал во вступительном слове об актуальности идей Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакте Рериха) в наши дни и вместе с сотрудником белорусского Отделения Еленой Анатольевной Чулковой провёл экскурсию по выставке.

Гуманистические миротворческие идеи Н.К.Рериха, великого русского художника с мировым именем, талантливого писателя, планетарного масштаба общественного деятеля, оставившего потомкам уникальное наследие, не могут не найти отклик в сердцах ищущих, любящих свою Родину, беззаветно преданных высоким идеалам красоты, стремящихся и утверждающих высочайшие нравственные качества и свято верящих в жизненность этих принципов и единственную возможность существования и процветания всего человечества, нашего общего дома, имя которому Земля, под знаменем Культуры.

Идея о необходимости заключения международного соглашения об охране памятников культуры, особенно во время вооруженных конфликтов, появилась у Н.К.Рериха в период русско-японской войны 1904–1905 годов. Ранее, во время паломничества Николая Константиновича и Елены Ивановны, жены, вдохновительницы, ближайшего друга и соратника, по древнерусским городам в 1903-1904 годах, он обращает внимание на плачевное состояние памятников старины. Тогда впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. По возвращении из путешествия Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о необходимости принятия срочных мер по охране культурного наследия.

В 1912 -1914 годах Н.К.Рерих представляет одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную, или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Образы этих картин многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой. Рерих обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Но голос Рериха тогда не был услышан.

В 1920-е годы усилиями русского художника и его единомышленников был создан Международный союз для подготовки и осуществления Пакта – международного документа о защите культурных ценностей.

Осуществленная под руководством Н.К.Рериха в 1923-1928 годах Центрально- Азиатская экспедиция, крупнейшая в XX столетии, стала одним из главных свершений его жизни. Жизни, которая до экспедиции была подготовкой к ней, вся последующая – осмысление и обработка результатов экспедиции. Кроме художественных задач в планы экспедиции, по словам самого Николая Константиновича, входило «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов». Еще ни один исследователь не ставил перед собой таких масштабных задач по изучению культуры этого региона. И всё больше появлялось уверенности в том, насколько планета нуждается в бережном охранении всего накопленного и созданного предыдущими поколениями.

В 1931-1932 годах в городе Брюгге, в 1933 году в Вашингтоне состоялись международные конференции, посвященные Пакту Рериха, на которых был разработан план пропаганды идей Пакта и рекомендовано подписание его правительствам всех стран.

Отдельный раздел выставки «Пакт Рериха. История и современность», посвящён Знамени Мира. Н.К.Рерих предложил отличительный флаг для идентификации объектов охраны, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, известный как Знамя Мира. Знак Триединcтва, составляющий основу знака Знамени Мира –– один из древнейших символов человечества, выбран им не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов Рерих обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, – отмечал Н.К.Рерих. – Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира».

В 1932-1933 годах он пишет такие картины, как «Мадонна Орифламма», «София Премудрость», «Мадонна Защитница», где изображает Знамя Мира, считая, что Знамя Мира должна поднять, прежде всего, женщина.

«Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!

Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание, Красота». Применяя эти мысли к картине «София – Премудрость», можно прочитать свиток следующим образом: “Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота”.

15 апреля 1935 года в Белом Доме, в присутствии президента Рузвельта, Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха).

Красной линией через всю жизнь и творчество Н.К.Рериха прошло возвышенное почитание Учителя, признательность и преданность Учителям, помогающим каждому труженику найти себя в пространстве подлинной культуры и красоты. Значение и ведущая роль Учителя для формирования у подрастающего поколения интереса и уважительного отношения к ценностям Культуры раскрываются через представленные на выставке репродукции картин Николая Константиновича, посвященные России и деятельности великого строителя Земли Русской, Русской Духовной Культуры Преподобного Сергия Радонежского: «Сергий Строитель» 1925, «Сам Вышел». 1922, «И мы трудимся». 1922.

Нынешний век, в равной степени, как и век двадцатый не убавил проблем, а наоборот, ещё более обострил межгосударственные конфликты, внутригосударственные противоречия. Безудержная гонка вооружений, демонстрация силы и превосходства одних государств над другими, создание новых коалиций и объединение их для достижения узких эгоистических целей, направленных на порабощение более слабых, разжигание вражды между народами достигли своего предела, за которым неизбежна гибель планеты. И как следствие, проблема безвозвратной утраты ценностей культуры не стала менее острой. Утрата бесценных сокровищ искусства сделали очевидной необходимость предотвратить новые трагедии, научиться разрешать межнациональные, классовые, религиозные конфликты бескровными способами. Идеи Пакта Рериха, утверждающие безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, приобретает сегодня особую актуальность.

Созданный Международным Центром Рерихов, по инициативе Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) – известного ученого-востоковеда, писателя, философа, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ) – Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», напоминает международной общественности об истоках международного движения в защиту культурного наследия, инициатором которого был Николай Константинович Рерих, и о необходимости консолидации усилий для сохранения мира и культуры на планете.

Актуальным для мировой общественности является сегодня спасение и сохранение наследия всей семьи Рерихов, которое было безвозмездно передано в Россию их младшим сыном, Святославом Николаевичем. В соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха, руководством страны была выделена усадьба Лопухиных для размещения на ее территории общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Более четверти века МЦР и его общественный Музей сохраняли наследие Рерихов и за этот период приумножили его, проводя широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и за рубежом. За время нахождения в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем памятника культуры. Без копейки бюджетных средств, за счет народных пожертвований МЦР осуществил уникальную реставрацию зданий усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами. Заслуга возвращения усадьбы к жизни, превращение её в уникальный международный культурный и научный центр по исследованию, популяризации наследия Рерихов, принадлежит, прежде всего, Людмиле Васильевне Шапошниковой.

Тем не менее, это не воспрепятствовало на глазах мировой общественности Музею Востока при поддержке Министерства Культуры РФ в апреле 2017 года совершить акт вандализма и преступление против Культуры: разрушить экспозицию Центра-музея имени Н.К.Рериха и вывезти абсолютно все предметы искусства, около 18000 единиц хранения, из усадьбы Лопухиных и лишить организацию наследия, которым она владела на законных основаниях.

Усадьба Лопухиных решением Правительства страны была предназначена для размещения в ней общественного музея имени Н.К.Рериха и наследие Рерихов непременно должно вернуться в свой изначальный дом. Все другие варианты использования этой усадьбы будут считаться актом пренебрежения к имени нашего великого соотечественника, который своим творчеством на века прославил Россию.

По установившейся традиции, которую сохраняет белорусское Отделение на протяжении всего периода времени, в течение которого осуществляется Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Беларуси (с 2014 года), в завершение мероприятия состоялось совместное фото участников открытия выставки со Знаменем Мира, символом Пакта Рериха.

За содействие и помощь в организации и проведении данного проекта от имени Отделения МЦР в Республике Беларусь вручены благодарственные письма начальнику отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Березинского районного исполнительного комитета Соколовской Г.А. и руководителю народного клуба мастеров государственного учреждения культуры «Березинский районный Центр ремёсел» Хващевской И.В.

Церемония открытия выставки завершилась музыкальными импровизациями (фортепиано), исполненными преподавателем Березинской школы искусств Дайнеко Геннадием Сергеевичем.

Выставка продлится до 14 февраля.

На протяжении всего срока экспонирования выставки в Березинском районном Центре ремёсел будут демонстрироваться фильмы о творчестве семьи Рерихов («Время собирать камни», «Зов Космической эволюции») и фильм, посвященный восстановлению православной часовни святой Анастасии в городе Пскове (с росписями, сделанными по эскизам Н.К.Рериха) «Анастасия — значит «Возрождение».

Текст подготовили: Владимир Попов и Елена Чулкова

Источник: сайт Отделения международной общественной организации “Международный Центр Рерихов” в Республике Беларусь

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x