В Кохтла-Ярве (Эстония) открылась выставка репродукций картин Николая Рериха «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

«ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
«MÖÖDANIKULOOD»
Под таким названием 23 января в читальном зале Центральной библиотеки г. Кохтла-Ярве открылась выставка репродукций картин Николая Константиновича Рериха.
Это культурное событие открывает юбилейный 2021 год:
110 – П.Ф.Беликову,
95 – Л.В.Шапошниковой,
90 – К.А.Молчановой.
На выставке помимо репродукций картин, представлены книги и фотоматериалы, раскрывающие связь Н.К. Рериха с Эстонией.
Светлана Борискина, председатель клуба «Родник» и автор экспозиции, рассказала о идее выставки на импровизированном открытии (к сожалению, культурная общественность города не смогла присутствовать там из-за ковида):
“Николай Константинович Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года.
Всё особенно памятное и дорогое было связано с летними месяцами в Изваре, в поместье отца, Константина Фёдоровича.
Первым, самым главным учителем Рериха стала природа. Сумерки, выползающие из низин и оврагов, студёные озёра и голубые холмы, облака и звёзды.
Другим неизменным учителем и спутником жизни были книги. В детстве они поведали ему о героической истории народа, о князе Игоре, Александре Невском, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Михаиле Кутузове и заложили глубокую основу его любви к родному прошлому.
Очень любил будущий художник театр, нередко играл в пьесах, поставленных на школьной сцене. С самых ранних лет вошла в жизнь Рериха музыка, и не только классическая – он собирал и изучал народные песни.
Подлинной страстью стала для него археология – источник творческого вдохновения, средство проникновения сквозь «вековой туман в тридевятое царство». Ещё совсем юным Рерих участвовал в раскопках курганов и древних городищ.
В 1883 году Николай успешно выдержал экзамен в одну из лучших частных гимназий Петербурга – гимназию фон Мая.
Юноша твёрдо решил стать художником, но его влекла к себе и история.
Отец, владелец нотариальной конторы, не разделял художественных интересов юноши, полагая, что лучше юридической карьеры ничего быть не может.
Окончив в 1893 году гимназию, Рерих поступает сразу в два высших учебных заведения.
Н. К. Рерих позже писал: «Семейный гордиев узел был разрешён тем, что вместо исторического факультета я поступаю на юридический, но зато буду держать экзамен и в Академию художеств. В конце концов получилось, что на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции…»
В Академии художеств Рерих учился четыре года. Поразительна эволюция его творчества за этот краткий период: от совсем ученических, мало выразительных этюдов и рисунков первокурсника до дипломной картины «Гонец. Восстал род на род» (1897), которую приобрёл для своей галереи Третьяков.
В этой эволюции огромную роль сыграл преподававший тогда в Академии Архип Иванович Куинджи, которого Рерих часто называл «не только учителем живописи, но и всей жизни».
Среди других учителей Рерих высоко ставил Владимира Васильевича Стасова, открывшего ему мир орнамента, книжных миниатюр и украшений, познакомившего со старинными грамотами, житиями, летописями.
Во время первого посещения Франции в 1900-1901 годах Рерих познакомился с творчеством Пюви де Шаванна, которого впоследствии называл своим вторым – после Куинджи – учителем.
Не только величавое спокойствие и монументальность картин и фресок Пюви де Шаванна влекли к нему Рериха – обоих художников сближало стремление использовать в своём творчестве язык искусства прошлого.
Летом 1901 года художник возвращается домой. С новой энергией он углубляется в изучение старины
Со временем Рерих начинает глубоко интересоваться вопросами этики. Труд, созидание, подвиг, добро, нравственное самоусовершенствование – к этому призывает в многих своих произведениях. Полагая, что основные категории этики были выработаны на заре цивилизации, художник исследует первоисточники. Незнающий прошлого, – утверждал Рерих, – не может думать о будущем.
Своим творчеством Николай Константинович Рерих прививал любовь к родной истории и культуре, природе и искусству. Рассматривая искусство как воплощение всего лучшего, что создано человечеством, Рерих не мыслил без него существования, продвижения вперёд”.
Выставка была подготовлена членами клуба «Родник», являющегося филиалом Эстонского общества Рериха.
Светлана Борискина, председатель клуба «Родник», члены Эстонского общества Рериха и его друзья приглашают посетить выставку в городе Кохтла-Ярве.
Выставка продлится до 26 февраля 2021 г.
***
ФОТО:
Светлана Борискина и члены клуба “Родник” в читальном зале Центральной библиотеки г.Кохтла-Ярве, 23.01.2021.
Фото Сергея Яковлева.


Источник: Estonian Roerich Society в Фейсбуке

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x