“Сюжеты и образы Низами” – выставка, посвященная азербайджанскому поэту, открылась в Музее Востока. Поэзия Низами, родившегося 880 лет назад, на протяжении многих веков служит источником вдохновения для художников.
Охоты, битвы, прекрасные женщины и беседы мудрецов. Поэзия Низами Гянджеви оживает в творчестве мастеров Среднего и Ближнего Востока. Датировка предметов – от XIII века до конца XX-го. Экспозиция выстроена по литературному принципу. Переходя от экспоната к экспонату, зритель путешествует по сюжетам поэм из собрания “Хамсэ” – “Пятерица”.
“Мы рассмотрели каждую из его пяти величайших поэм, и по этому хронологическому принципу представили экспонаты – от “Сокровищницы тайн” – самой ранней его поэмы, которая входит в “Пятерицу” до “Искандер-намэ”, поэмы, которая, видимо, была написана позже всего”, – рассказал заместитель генерального директора Государственного музея Востока Илья Зайцев.
Поэт и философ, Низами оказал огромное влияние на культуру исламского мира. Сцены из “Пятерицы” сразу стали излюбленной темой в изобразительном и прикладном искусстве Востока. Иллюстрации появлялись не только в книгах, но даже на посуде и коврах. Сюжет о принцессе Ширин и зодчем Фархаде на выставке представлен в трех видах – на крышке переплета, изразец, каламкар – так называют возникшее в Персии искусство росписи ткани. Герои сразу узнаются благодаря устойчивой традиции изображения вплоть до поз и композиции.
“Обязательно, конечно, должно быть изображение мужчины и женщины, и мужчина должен стоять возле скалы с каким-то инструментом – с киркой. В данном случае, конечно, кирка больше похожа на лопату, но тем не менее тоже узнаваемо. Он как правило оборачивается к женщине, которая или подходит к нему, как в данном случае, или подъезжает”, – сообщила научный сотрудник отделов Ближнего и Среднего Востока Государственного музея Востока, куратор выставки Полина Коротчикова.
В экспозиции – 75 предметов из нескольких музеев и частных коллекций. Большинство экспонатов демонстрируются впервые. Выставка посвящена преимущественно искусству Востока, но кураторы сделали несколько исключений. Одно из них – для Николая Рериха.
“Николай Рерих написал несколько картин, которые он условно назвал “Персидская серия”, и интересно, что в основном они складываются из сюжетов Низами. То есть для него этот мастер тоже был очень важен. И тот сюжет, который находится перед нами – это история разговора Искандара и отшельника”, – отметила Полина Коротчикова.
На родине поэта, в Азербайджане, 2021-й объявлен годом Низами. В мае выставка отправится в Баку.
Источник: smotrim.ru
Искандер и Отшельник (1938 г.) Искандер – это индийский принц. На берегу реки у пика высокой горы сидит Учитель-мудрец, к которому пришел ученик – Искандер. Картина пронизана радостью встречи. В руках ученика Книга Мудрости, которую дал ему Учитель. В ней говорится о цели и смысле жизни человека на Земле: “Цель – огонь сохранить не утратив, но приумножив его. А всё, что происходит вовне, не важно, ибо внешнее не возьмем с собой в путь дальний к звездам. Мимо, пусть мимо несется жизни поток, ибо на берегу сидит Учитель, созерцающий его, а рядом с ним – ученик. Входя же в поток и… Подробнее »