В Москве прошла международная научно-общественная конференция «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия». Видео и Резолюция конференции


РЕЗОЛЮЦИЯ

9–10 октября 2021 года в Москве прошла Международная научно-общественная конференция «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия».
Организатор конференции – Международный Центр Рерихов.
Соорганизаторы: Институт научной информации по общественным наукам РАН, Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Российская академия естественных наук, проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества, Советский Фонд Мира, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газета «Содружество», Межрегиональный информационно-аналитический центр (МИА-Центр), информационный портал «Адамант», газета «Свет Утренней Звезды».

В работе конференции приняли участие 352 человек из 19 стран, представители культурной общественности Австрии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Германии, Грузии, Индии, Испании, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии.

С приветствиями к участникам конференции обратились: президент Международного Центра Рерихов, художественный руководитель Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, Главный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии Ю.Х.Темирканов; первый вице-президент и главный ученый секретарь Российской академии естественных наук, профессор Л.В.Иваницкая; ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, профессор В.И.Нифадьев, профессора Кыргызско-Российского Славянского университета В.М.Плоских и В.А.Воропаева; оперная певица, профессор, доктор музыкальных наук, почетный профессор Московского экономического института Л.Ю.Казарновская и др.

На конференции с докладами выступили 2 академика (РАЕН и РАХ), 9 докторов наук, 11 кандидатов наук, деятели культуры.

Культура и цивилизация, их взаимодействие и соотношение, – отправные точки в осмыслении эволюционного пути человечества. «Если Культура есть дух творческой деятельности человека, – писала выдающийся историк и рериховед Л.В.Шапошникова, – то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех её материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существа и назначения». В системе познания культура и цивилизация рассматривались мыслителями разных научных и философских школ, начиная с античности. В западной гуманитарной традиции, известной своими цивилизационными концепциями (О.Шпенглер, А.Тойнби и др.), как правило, культура и цивилизация отождествлялись, что не дает представления об истинном смысле и предназначении того и другого. Подобное видение существует и в других национальных школах социально-философской мысли, где создавались свои теории цивилизаций и определялись типологии культур (в России – Н.Я.Данилевский, в США – П.А.Сорокин и т.д.). Взгляд на культуру как уникальный феномен, отличающийся от цивилизации, характеризующий именно сущность человека, его творческие искания и стремления, определяющий его историческую судьбу, рассматривали многие отечественные мыслители, среди которых В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, Н.Рерих, М.Бахтин, Д.Лихачев и другие.

Сегодня, когда современный мир находится в затяжном и продолжающем усугубляться кризисе, охватившем все стороны нашей жизни (систему ценностей, науку, искусство, экологию, экономику, политику, образование, воспитание, медицину и т.д.), искажающем внутренний мир человека, его сознание и мышление, необходимо заново переосмысливать понятия культуры и цивилизации. Но сделать это возможно лишь на новых путях, выходя за рамки традиционной системы познания, которая не дает ответов на многие насущные проблемы.

Появление в ХХ веке в пространстве мировой культуры философского Учения Живой Этики и изложенные в нем идеи, связанные с процессами космической эволюции земного человечества, существенно расширяют картину мира, раскрывают новые подходы к пониманию фундаментальных человеческих ценностей, решают проблему взаимодействия культуры и цивилизации, дают более глубокое понимание человека. Серебряный век русской культуры подготовил для появления Живой Этики необходимую почву трудами многих мыслителей, открывшими человечеству через науку, искусство, философскую мысль знания о космической реальности, в которой живет и творит человек. Эти знания способствуют формированию космического сознания и мышления.

Созданная Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока философская система Живой Этики утверждает Культуру как основу его космической эволюции и творческую силу. Культура, согласно Николаю Рериху, – понятие высокого духовного смысла, и для него самого она складывалась в «почитании Света» как источника жизни. Культура не подменяет цивилизацию, но оказывает на нее огромное влияние, питает и направляет ее развитие. Цивилизация, опираясь на достижения культуры, создает условия для ее дальнейшего процветания. Особенность нашего века в том, что цивилизация сильно отклонилась в своем развитии от культуры и стала ею пренебрегать. Результаты бездуховной цивилизации, ведущей к деградации человеческой личности, мы наблюдаем в наши дни, что не может не тревожить. На глазах у всего мира происходят бесконечные межнациональные конфликты, локальные войны, невежество уничтожает памятники мирового культурного наследия, обесценена сама человеческая жизнь.

Н.К.Рерих, как и Е.И.Рерих, в своем литературно-философском наследии развивали представления о Культуре, которая является условием взаимодействия микрокосма и макрокосма на принципах сотрудничества, Общего Блага и стремления к Прекрасному. В свое время Николай Рерих предложил мировой цивилизации для ее сохранения Пакт, защищающий культурное наследие во время мировых войн и вооруженных конфликтов, а также в мирное время. Принципы сохранения мирового культурного наследия, утверждаемые в параграфах Пакта Рериха, вошли в нормы международного права в области культуры.

Идея Пакта Рериха была предложена его автором в то время, когда мир стоял на пороге тяжелейших цивилизационных потрясений, в период между двумя мировыми войнами. Но и впоследствии испытания не оставили человечество. В 1945 году Н.К.Рерих писал: «Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Еще более трудный!»

Разрушение и небрежение в полной мере испытывает сегодня вся мировая культура. Это привело к глубокому духовному кризису цивилизации, который тяжело отзывается уже в наши дни, в ХХI веке, и в мире, и особенно в России, где мы становимся свидетелями уничтожения объектов культурного наследия исторического центра Санкт-Петербурга и его окрестностей («Охтинский мыс», «Пулковская обсерватория», «Санкт-Петербургский университет»), охранных зон древнего Подмосковья (Радонеж), общественных культурных объединений. Наглядный пример являет общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, экспозиция которого в 2017 г. была варварски разрушена руководством Минкульта и Государственного музея Востока, наследие Рерихов было незаконно изъято из фондов Музея, а сотрудники выдворены на улицу. Тем не менее, борьба за Культуру, за Музей, за культурное наследие нашей страны, а значит, за будущее России продолжается. Важную роль в этой борьбе выполняют идеи Пакт Рериха, сам призыв Николая Рериха, прозвучавший для нынешних и грядущих поколений – Мир через Культуру.

Культурное наследие – это не только памятники мировой истории, предметы старины, традиции, но также культурные организации действующие во всем мире (музеи, библиотеки, научные и образовательные учреждения). Культурное наследие – это имена выдающихся деятелей культуры, их мысли, идеи, судьбы, это, наконец, сам человек, его душа и сердце, его стремления ко благу. Выстоять во времена Армагеддона культуры человек может только благодаря сохранению в себе твердой нравственной основы, восприятию Красоты и высокого Знания.

В современном мире философия Живой Этики приобретает все более важное значение для развития научного познания, решения задач, связанных с пониманием предназначения человека, его истинной Культуры. Лишь она позволит успешно решать самые насущные проблемы современного мира. Первостепенное значение для осмысления и применения идей Живой Этики в научном пространстве имеют сегодня труды семьи Рерихов и основателя современной научной школы в рериховедении Л.В.Шапошниковой.

В докладах участников конференции были обозначены такие актуальные проблемы, как:
– сохранение культурного наследия разных народов, принадлежащего всей мировой цивилизации;
– образование и воспитание подрастающего поколения;
– понимание феномена культуры в свете идей философской системы Живой Этики и космического мышления, развитие теории культуры и цивилизации;
– осознание единства культуры человечества в свете историко-эволюционных процессов;
– изучение человека, его внутреннего мира, потенциальных возможностей и способностей, выявляемых на основе почитания непреходящих ценностей;
– актуальность изучения научно-философского наследия семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой (Живая Этика, концепция культуры Николая Рериха, Пакт Рериха и т.д.).

Конференция постановляет:
1. Учитывая, важность и актуальность проблем, поднятых на конференции, способствовать привлечению широкого внимания к ее материалам в общественном и научном пространстве России и зарубежных стран;
2. Налаживать дальнейшее сотрудничество с учеными из академических институтов и высших учебных заведений для обсуждения насущных проблем культуры и цивилизации;
3. Рекомендовать Объединенному Научному Центру проблем космического мышления Международного Центра Рерихов в сотрудничестве с учеными из других научных учреждений продолжить исследования по разработке концептуальных положений учения Живой Этики и научной методологии, соответствующей космическому мышлению и новой системе познания, основанной на взаимодействии космоса, природы, человека и общества;
4. Рекомендовать Международному Центру Рерихов в сотрудничестве с широкой общественностью продолжить публикацию архивных материалов, связанных с научной, художественной и культурно-просветительской деятельностью семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой;
5. Рекомендовать Международному Центру Рерихов продолжать развивать и расширять культурно-просветительскую и научно-исследовательскую деятельность;
6. Добиваться:
– восстановления в Усадьбе Лопухиных разрушенной Министерством культуры в 2017 году постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов и его деятельности в полном объеме;
– возвращения в Усадьбу Лопухиных наследия Рерихов, принадлежащего Международному Центру Рерихов во исполнение воли С.Н.Рериха;
– сохранения в Усадьбе Лопухиных скульптурно-мемориального комплекса, посвященного семье Рерихов.
7. Поддержать усилия культурной общественности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, в частности:
– поддержать инициативу Санкт-Петербургского союза ученых (СПбСУ) в связи с Обращением руководства СПбСУ к Президенту РФ В.В.Путину, Министерство культуры РФ, Губернатору Санкт-Петербурга А.Д.Беглову о необходимости выполнения обязательств, взятых Российской Федерацией при подписании Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия;
– признать недопустимым разрушение и перенос любых компонентов объекта Всемирного наследия С 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»: компонент № 540-008 «Пулковская обсерватория», «Охтинский мыс» – элемент компонента № 540-029 «River Neva with Banks and Embankments» («Река Нева с берегами и набережными»), а также Санкт-Петербургский государственный университет (ввиду того, что запланированное проектирование на 2020–2023 гг. и строительство до 2028 года университетского кампуса приведет к разрушению сложившейся образовательной и социокультурной среды вследствие переноса институтов и кафедр на новую территорию);
– утвердить Инициативную группу от общественных организаций: «Санкт-Петербургский союз ученых» (С.Я.Щеброва, А.А.Шумилов), «Градозащитный Петербург» (А.Ю.Плюто), Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный Совет рериховских организаций (О.Н.Калинкина), Европейская ассоциация поддержки общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Л.Штробль) для подготовки Международного онлайн-съезда по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга;
8. Поддержать усилия культурной общественности по сохранению культурного наследия Радонежа в связи со скоропалительным постановлением от 8 октября 2021 года «О признании не подлежащим применению решения Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 12.06.1986 № 826/20 “Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе”» первого вице-губернатора Московской области, председателя Правительства Московской области И.Н.Габдрахманова, что приведет к утрате зоны исторической застройки Радонежа и его ландшафтов:
– Учитывая важное культурно-историческое значение уникального археологического и историко-ландшафтного комплекса «Древний город Радонеж», его духовное значение как православной святыни, связанной с жизнью Преподобного Сергия Радонежского, выразить протест против незаконной застройки охранной зоны данного памятника культуры.
– Поручить оргкомитету конференции направить открытое письмо-протест в адрес И.Н.Габдрахманова; также поддержать градозащитников, представителей культурной общественности, выступающих против данного постановления, и их участие в организованной ими компании в СМИ в защиту охранной зоны памятника культуры «Древний город Радонеж»;
9. Подготовить и издать Международным Центром Рерихов сборник докладов настоящей конференции.
ИСТОЧНИК: сайт МЦР

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.
Предлагаем вашему вниманию материалы видеотрансляции заседания конференции.

1 ДЕНЬ. Международная научно-общественная конференция «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия». 9 октября 2021 года. Трансляция

2 ДЕНЬ. Международная научно-общественная конференция «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия». 10 октября 2021 года. Трансляция

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x