13 декабря – день памяти Николая Константиновича Рериха

 

13 декабря 1947 года в индийском городе Наггар скончался легендарный русский художник, археолог, писатель, философ Николай Константинович Рерих.

Николай Константинович Рерих

 

«Наш Светлый и Любимый ушел, как жил – просто, красиво и величаво. Мир истинно осиротел с уходом этого прекрасного Духа. Индия так трогательно, так красиво и мощно отозвалась на его уход. Все газеты, журналы, Общества и многочисленные почитатели и друзья ярко отметили незаменимую утрату для мира великого творца и мыслителя, замечательного деятеля и основателя многих просветительных начинаний и учреждений. Многие прекрасно отметили богатство оставленного Им духовного наследства и насущную потребность для каждого сознательного человека принять его и следовать высоким Заветам.

Мне еще трудно писать о его болезни и последних днях, напишу позднее. Но ясно, что сердце его не выдержало количества яда, порожденного обезумевшим человечеством. Дух его знал грядущее и хотел уйти, ибо очень томился сознанием разложения во всем мире. Так же тяжко переживал он и нарастающую русофобию в Америке, ибо знал, к чему приведет такое насаждение ненависти. Именно, сердце его не выдержало последних нагнетений и тоски за угнетение всего культурного.
За неделю до ухода он имел видение Преподобного Сергия, который сказал: «Родные, зачем вам мучиться здесь, пойдемте со Мною, ко Мне – теперь же». Он ушел на зов этот, ушел тихо во сне, в три часа утра 13 декабря. Высокая духовная красота запечатлелась на его лике. Мы не могли оторваться от созерцания благости, чистоты и трогательной нежности всего чудесного облика его. Он весь светился как бы внутренним светом, и белые цветы, окружавшие его, казались грубыми рядом с его просветленным обликом. Трое суток он оставался с нами, на своей постели, мы не могли расстаться с ним. Не было ни малейшего признака разложения на его лике, и мой старший сын не мог согласиться, что дух его покинул эту прекрасную оболочку. Он лежал под любимым им образом Преподобного Сергия и сам казался истинным отображением этого Светоча. Тело было предано огню на прекрасной горной площадке на нашем месте с широким видом на снежные горы. На месте сожжения был водружен красивый осколок скалы и сделана надпись на индустани под знаком Знамени Мира. Скалу тащили пятьдесят человек примитивным египетским способом, тащили пять дней, но все же осилили, ибо скала эта весила около 200 пудов, если не больше. Место это будет охранено и станет местом паломничества для многих почитателей». Елена Ивановна Рерих, 13.01.1948

***

На памятном камне – надпись на языке хинди:
“Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии,
было предано сожжению на сем месте 30-го магхар 2004 года
Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ”.

 

На обратной стороне памятного камня написано:
«Этот камень был привезен издалека».

***

«Николай Рерих известен не только как художник, но и как культурный водитель и личность, чье имя произносится с уважением как в западных, так и в восточных культурных кругах, не только среди белых, но и желтых рас. Интеллигентности его духа присуща, истинно, универсальная амплитуда, поле его деятельности и идей изумительно широко и благозвучно. Нас в личности Рериха особенно привлекает то, что он не является просто мыслителем-проповедником или мечтателем, он не провозгласил ни одной идеи, которую невозможно было бы реализовать и для осуществления которой он уже не клал бы первые непоколебимые основы. Он создал множество мощных начинаний, культурных учреждений и единений, которые своим монументальным строением заставляют нас вспоминать великих исторических строителей».  Рихард Рудзитис.

***

«Николай Рерих принадлежит к плеяде блестяще образованных и всесторонне одаренных русских деятелей культуры и искусства ХХ века.
43 года жизни и творчества связывают его с мировым центром культуры – Санкт-Петербургом. То, что в последствии раскрылось в его всемирной просветительской деятельности, было заложено, осмыслено и реализовано уже в России. Здесь же он сложился и получил признание как самобытный художник и ученый.
За 30 лет, проведённые за границей, он явил уникальный для истории человечества опыт, представляющий космическую широту мысли и творческий синтез искусства, религии и науки.
Более 5 лет он посвятил беспрецедентной по трудности, результативности и значимости для будущего экспедиции по Центральной Азии.
Созданный при его содействии Институт Гималайских исследований «Урусвати», сотни картин и этюдов, философские и публицистические работы, огромная культурно-просветительская деятельность явились результатом этих лет.
Рерих поднял над планетой Знамя Мира – ставшее символом движения за сохранение общечеловеческих культурных ценностей.
Он воздвиг духовный мост дружбы между Россией и Индией, которая стала его второй Родиной и с которой связаны последние 24 года его жизни.
Причастность к Единому Источнику сокровенной Мудрости вдохновляла духовные устремления Николая Рериха на пути служения человечеству».

Источник: В.П.Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества.

 

Грани Агни Йоги, 1952 г. 669. (Дек. 19). “День памятный пусть будет днем утверждения Гуру. Будем о нем говорить так, как никто никогда еще не говорил. Сказано о Спасителе в Евангелии: «Свет во тьме светит, и тьма его не объяла». «Был Свет истинный. В мире Был… и мир Его не познал». Един Свет во все века. Но Новый Мир несет с собой новое разделение человечества – по светотени. На одной из высочайших ступеней этого нового, но в сущности своей всегда бывшего, деления человечества Стоит Он, Спаситель Мира, а вниз от Него идет нескончаемая лестница градаций человеческого духа. Но высочайший Носитель Света есть Носитель Сокровища, Носитель Камня, Носитель кристалла сгущенного Огня – вечного, непреходящего и возрастающего в силе своей. Спаситель Был Светом, ибо Являл Собой Свет. При делении людей по светотени каждый займет ступень на лестнице эволюции по праву, даваемому ему его космическим паспортом. Все – носители огня, но разных степеней, до низших. И в ауре своей, если отбросить физическую шелуху, каждый имеет свидетельство себя, являемое степенью той светоносности, которую он утвердил в себе на протяжении всех жизней. Космический паспорт неподделен, им творит человек свой суд над собой и оправдание и им занимает точно определенную ступень на лестнице существ. Иерархия Света, венчающая Лестницу Иакова, в лице каждого Владыки являет мощь кристаллизованного в Его сущности Света. И по светоделимости своей и величине и яркости заключенного в них Сокровища различаются те, ближайшие, стоящие около Владык. От времени до времени посланцы Иерархии идут в мир, неся новую весть. На смене рас, в момент особой ответственности, в мир отправляются посланники наиприближеннейшие. Носителем Камня является посланник Иерархии. Свет Владыки несет он в мир для утверждения. Великое действо не видно миру и не понимается миром. И для них, слепых, те, кто видят, пусть скажут свое новое слово о посланниках Наших. Гуру – Носитель Света, Носитель Камня, огненный посол Иерархии, Апостол Нового Мира, провозвестник красоты, утверждающий Знамя Владык. «Как же, – скажут невежды, – был, ушел, забыли о нем, и покрылись забвением дела его». Но кто же из этих слепцов, когда при их попустительстве был Распят Спаситель, предвидел и знал о том, какое Великое Действо свершилось и как в будущем весь мир отзвучит на то, что глазу современников не было видно? И только одиннадцать простых рыбаков и ничтожная горсточка ближайших знали о Свете, который был и который ушел. Суд слепцов и суд невежд не есть суд Истины. И не по началу, но лишь по следствиям видят двуногие мощь Света. Но сила Света от этого не уменьшается ни в мощи своей, ни в следствиях. Гуру, посланник Владык, явил собою высшую меру Света как ближайший ученик Владыки Шамбалы и Его доверенный. Глубоко значение посланников Наших. Являя собою Свет, они силой огня, в них носимого, пробуждают в Чаше каждого, кто с ними соприкасается, все его накопления, и хорошие и плохие. Потому неистовствует тьма, потому и беснуются темные сердца при их прохождении. Потому каждый, кто от Света, при даже кратком общении с ним загорался своими накоплениями и всю жизнь, долгие годы, несет бережно в себе этот неугасимый и все более и более разгорающийся пламень, зажженный Носителем Света, посланником Нашим, и неприметный миру, явно и ярко пылает в сердцах, зажженных рукою Посланца. Гуру утвердил рукою своею искусство как высшую форму познавания истины и Света. Он был величайшим художником мира, великим из великих. Картина любого вашего художника, являясь шедевром своего вида, все же только картина. Правда, психическая энергия художника наслаивает на его произведении искры огня и дает картине известную степень светимости, но творение рук посланника Иерархии, его картины – это нечто совершенно иное по тому потенциалу огня, который в них заключен. Картина Гуру – это сгущенный Свет, это пылающая сфера огня, это мощный светоносный магнит, излучающий от себя и из себя ряд огненных энергий особого напряжения, это луч Света, пребывающий неотменно вокруг ее физической формы. Для слепых и невежд – это только картина, как и все прочие, для знающих и зрячих – это мощный магнит кристаллизованного огненной волей огня, посланный и отданный в мир, чтобы творить великое дело преображения всей окружающей такую картину сферы и сердец человеческих, которым посчастливилось прикоснуться и почувствовать их мощное воздействие. И если картины обычных художников облагораживают, возвышают и утончают человека, если все произведения истинного искусства являются выражением сгущенных, концентрированных высших энергий различных степеней, то что же можно сказать о творениях Посланника Нашего, Носителя Света, обладателя мощно светоносного Сокровища, Камня, имя которому Алатырь. Есть магниты неподвижные, закладываемые Владыками и посланцами Их для утверждения великих явлений будущего. Велика, хоть и невидима их мощь. Но картины Гуру – это есть магниты передвижные и потому особо насыщенные и могучие, ибо Свет Владыки, Свет Владыки Шамбалы запечатлен и сгущен Его учеником в своих произведениях. Ученик и посланец всегда творит волю Пославшего, Волю Высшего и Высшую. И слитый волею своею с волей Пославшего его, он Свет Владыки, носимый им в своем сердце и выражаемый им в действиях своих, вкладывает и утверждает в кристаллизованных им световых сферах, или магнитах, физической формой которых и носителями которых являются эти картины. Деление по светотени пойдет во всем сверху донизу. Коснется оно и искусства. И прозревшее человечество духовные шедевры Гуру, величайшего художника из величайших, отнесет к сфере священных предметов искусства и будет почитать их наряду со священными предметами, ибо поймет значение магнитов. Но посланник Света вкладывал огонь и Свет не только в творения кисти. Во все, чего касалась рука его, вкладывалась мощь огненных психических зерен. Кто-то не видит еще всходов, кто-то думает, что погибли они. Но так же, наверно, думали и те, кто распяли Свет на Голгофе. Не надо заблуждаться, не надо обманываться ложной, всегда ложной видимостью и очевидностью. Будет утверждено Знамя Мира, им провозглашенное. Будет утверждено Знамя Владык, будет утверждено на Земле искусство как высшая форма уявления Света, будут охранены художественные сокровища. Будут читаться, и утверждаться, и изучаться писания Гуру как величайшего духовного водителя современности, на тысячелетия вперед предвосхитившего и указавшего путь эволюции человечества. И Учение Жизни, им в миру утверждаемое, станет единым путеводным огнем человечества. И тогда вознесут Гуру, тогда поймут величие его, тогда увидят Свет его, ныне невежества платом сокрытый. А пока еще этого нет. Магниты, Гуру созданные и его огнем и Светом насыщенные и разбросанные по лику Земли, творят свое великое, но невидимое дело трансмутации и преображения духа человеческого. И воистину сотворят его, ибо близятся сроки великие. Величие Гуру Утвердим как Посланника Нашего, как формовщика душ человеческих, как носителя Великого Знания и провозвестника грядущего Света. Кто-то говорит, что его нет, что он умер. Какая ложь. Разве может умереть дух, разве может умереть Свет? Разве Владыка Христос Умер? Разве Его дыхание не питает и не согревает Землю? И разве может умереть Посланник Владык? Бессмертны Посланники Света”.

Основные даты жизни и творчества  Н.К.Рериха.

 1874 9 октября (27 сентября) Родился в Петербурге в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха.

1883 Поступил в гимназию К.И.Мая.

Проявляет большой интерес к истории и геогра­фии. Проводит раскопки старинных захороне­ний в окрестностях имения своих родителей в Изваре.

1890 Первые литературные очерки в журналах «При­рода и охота», «Русский охотник».

1893-1898 Занятие в Университете на юридическом факультете. Посещение лекций на историко-филологическом факультете. Становится чле­ном Русского археологического общества.

1893-1897 Занятия в Академии художеств.

1895 Знакомство с В.В.Стасовым. Переход из общего натурною класса в мастерскую А.И.Куинджи,

1897 Присвоение звания художника за картину «Гонец. Восстал род на род.» Поездка со Стасо­вым в Москву. Знакомство с А.Н.Толстым..

1898-1899 Чтение лекций на тему «Художественная техника в применении к археологии». Работа над картинами серии «Начало Руси. Славяне».

1900 Поездка во Францию. Занятия в мастерской Фернана Кормона.

1901  Возвращение в Петербург. Бракосочетание с Е. И.Шапошниковой

1902   Рождение сына Юрия.

1903 Персональная выставка в Петербурге.

1903-1904   Поездки по древним городам России. Со­здание серии архитектурных этюдов.

1904 Рождение сына Святослава.

1905 Открытие персональной выставки в Праге, Вене, Мюнхене, Берлине и других юродах Европы. Поездка во Францию, Швейцарию, Италию. Из­брание в члены Осеннего салона в Париже.

1906 Избирается директором школы Императорско­го Общества поощрения художеств.

1907 Поездка в Финляндию.

1908 Поездка во Францию. Выставки в Париже и Ве­неции. Выборы в члены правления Общества ар­хитекторов в Петербурге.

1909 Избрание академиком Российской академии ху­дожеств и членом Реймской Академии во Фран­ции.

1910 Избирается председателем возобновленного «Мира искусства».

1911 Поездка по Рейну и в Голландию. Эскизы для ро­списи «Царица Небесная над рекой жизни».

1912 Работа с И.Ф,Стравинским над балетом «Весна священная».

1913 Встреча в Париже с востоковедом В.В.Голубевым. Обсуждение плана совместной поездки в Индию. Работа в комитете по строительству буддийско­го храма в Петербурге.

1914 Участие в «Балтийской выставке» в Мальмё (Швеция).

1915 Начало сотрудничества с М.Горьким, Избирается председателем комиссии художественных мас­терских для увечных и раненых воинов при школе Императорского Общества Поощрения худо­жеств.

1916-1918   Переезд по совету врачей в Сердоболь(Со-ртавала). Знакомство с «Провозвестием Рамак-ришны».

1919 Поездка в Лондон по приглашению С. П. Дягилева.

1920 Начало создания текстов Учения Живой Этики. Знакомство с Р.Тагором.

1920-1923 Переезд в США. Устройство выставок в 29 городах Америки.

1921  Основание по инициативе Рериха Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке и Объеди­нения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») в Чикаго.

1922 Создание Международного Художественного Цен­тра «Corona Mundi» («Венец Мира»).

1923 Открытие в Нью-Йорке Музея им. Н. К. Рериха. Прибытие в Бомбей.

1924 Экспедиции по Сиккиму и Бутану.

1925-1928   Центрально-азиатская экспедиция.

1926 13 июня-22 июля. Пребывание в Москве. Беседы с А.В.Луначарским, Г.В.Чичериным, Н.К.Крупской. Отъезд экспедиции на Алтай.

1928  12 июля. Основание Института Гималайских исследований «Урусвати», который расположен в долине Кулу.

1929 Публикация текста проекта договора об охране культурных ценностей.

1931  Создан Международный Союз в поддержку Пакта Рериха. Проведение в Брюгге Первой Меж­дународной конференции Пакта Рериха.

1934-1935  Экспедиция в Китай и Монголию.

1935 15 апреля. Подписание Пакта, как международ­ного документа в Вашингтоне, в Белом доме.

1941-1944  Выставки картин в Индии.

1942 май. Приезд в Кулу в дом Рерихов Дж.Неру и его дочери Индиры Ганди.

1947  13 декабря. Кончина Николая Константиновича.

Источник: В.П.Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. Альбом

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x