Консолидация усилий.

Завершается программа «Дней традиционного российского буддизма» в Москве

Завершается программа «Дней традиционного российского буддизма» в МосквеПрограмма “Дней традиционного российского буддизма”, завершающаяся 20 мая в Москве, впервые стала отражением исторического распространения тибетского буддизма в России. В настоящее время на территории страны, где буддистами официально называют себя более 900 тысяч граждан, представлены практически все существующие в мире школы тибетского буддизма.

Поскольку фестиваль приурочен к празднованию 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав российского государства, нынешнюю ситуацию в российском буддизме прокомментировал на предварявшей открытие Дней пресс-конференции 18 мая президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. В качестве светского руководителя он посетовал на нежелание министерства иностранных дел РФ считаться с волеизъявлением народов России. Упомянув, что просьбу буддистов Калмыкии выдать духовному лидеру Тибета въездную визу поддержали главы других традиционных конфессий в республике – архиепископ Элистинский и Калмыцкий РПЦ МП Зосима и председатель Духовного управления мусульман республики Султан-Ахмет Коралаев, – президент Калмыкии выразил надежду, что “в этот юбилейный год – год 400-летия вхождения Калмыкии в состав России – Его Святейшеству Далай-ламе будет предоставлена хотя бы транзитная виза”.

Он подчеркнул, что просьба о визите духовного лидера обусловлена в первую очередь религиозными причинами: Далай-лама обещал преподать на территории республики учение Калачакры, причем иначе осуществить передачу этого учения невозможно. Кроме того, в ходе последней поездки в в Калмыкию в конце 2004 года Далай-лама освятил хурул “Сякысн-сюмэ”, а теперь необходимо освятить самый большой буддийский хурул в Европе (“Гол-сюмэ” – дословно “Главный храм”) “Золотая обитель Будды Шакьямуни”, возведенный в Элисте уже спустя год. “Очень дорого все время ездить в Индию”, – констатировал президент республики, напомнив, что ежегодно в декабре делегация калмыцких буддистов отправляется в Дхармасалу, на север Индии, чтобы получить пастырские наставления духовного лидера. “Далай-лама в Интерполе не числится. Он лауреат Нобелевской премии, известен всему миру. Чем более оттягивается его визит в Россию, тем неприличнее”, – заявил президент.

Именно благодаря приглашению Кирсана Илюмжинова в Россию приезжает Кармапа XVII Тринле Тхайе Дордже, подчеркнул президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью в России Александр Койбагаров. Он напомнил, что калмыки имеют историческую связь с Кармапами. Ойраты – таково было самоназвание калмыцких кочевников – приняли тибетский буддизм еще в XIII веке, получив первоначальные посвящения от “красношапочных” лам школ кагью и сакья. В школу “желтых шапок” гелуг, к которой принадлежат и буддисты Бурятии, калмыки перешли позже, пояснили в своем пресс-релизе организаторы “Дней традиционного российского буддизма”.

В начале своей поездки, в Санкт-Петербурге, Кармапа Тринле Тхайе Дордже посетит “Дацан Гунзэчойнэй” – старейший буддийский храм в Европейской части России, а также Эрмитаж. Затем он отправится в Калмыкию, где, как ожидается, в День России, 12 июня, его примет президент республики. В Элисте он посетит хурульный комплекс “Золотая обитель Будды Шакьямуни”, Ступу Просветления, а в Бурятии – Иволгинский дацан. Таким образом, духовный наставник линии Алмазного пути Карма Кагью выразит почтение храмам, принадлежащим школе тибетского буддизма гелуг. Отметив это, президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров констатировал, что “основная цель “Дней традиционного российского буддизма”, которые уже давно проводятся в Бурятии и Калмыкии, – призвать все школы и направления буддизма к консолидации, объединению и совместной работе в России”.

Кирсан Илюмжинов рассказал и о другой инициативе, нацеленной на объединение буддистов. По пути из Монголии, где глава Калмыкии сопровождал в ходе однодневного визита 13 мая премьер-министра РФ Владимира Путина, он посетил Бурятию, где встретился с председателем Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР) Дамбой Аюшеевым. Хамбо-лама, как и следовало ожидать, показал гостю заключенное в стеклянную камеру тело ламы Итигэлова, позволив прикоснуться к реликвии. “Это чудо, это здорово!” – отметил Кирсан Илюмжинов, добавив, что “выделил самолет и предложил привезти его в Республику Калмыкия”, чтобы и там также могли увидеть необычное тело. Пояснив, что согласие на этот перелет должен подтвердить Дамба Аюшеев, глава Калмыкии отметил: “Мы ждем”.

Сам председатель БТСР снова предпочел уклониться от разъяснения своей позиции – и, скорее всего, к лучшему. Как заметила на открытии “Дней традиционного российского буддизма” в музее имени Николая Рериха в Москве буддолог Наталия Жуковская, профессор Института этнологии и антропологии РАН, Дамба Аюшеев обычно не может сдержать “всплески” неприязни в отношении других буддийских лидеров, “из него постоянно выходят отрицательные энергетические импульсы”. “Если здесь присутствуют буддисты разных направлений, то это прекрасно”, – подчеркнула она.

Стоит отметить, что разнообразие этнической буддийской культуры России отражают и проходящие в рамках Дней концерты. Если в первый день во дворе Музея имени Рериха выступили бурятский актер, молодой сказитель Виктор Жалсанов и представляющий традицию древнего сакрального пения религии бон тантрический хор “Пхурпа“, то завершить фестиваль 20 мая должно выступление московско-улан-удинского фольклорного коллектива “Намгар”, который исполняет традиционную музыку и песни бурят и монголов.

Валерий Никольский,
для “Портала-Credo.Ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x