Елена Рерих: Почему князь Александр Невский назван Святым?


13 мая в 1221 году появился на свет Александр НЕВСКИЙ — князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, знаменитый русский полководец. Князь Александр Невский причислен к лику святых. Его останки по приказу Петра I были перевезены в 1724 году в Петербург и покоятся в Александро-Невской лавре.

У Николая Рериха есть две картины, посвященные этому русскому герою.  

 На первой картине Н.Рерих отобразил сражение князя Александра со шведским военачальником. Картина называется  «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904).
Картина Н.К.Рериха.Александр Невский поражает ярла Биргера. 1904.

Вот известные комментарии к этой картине.

“В 1240 году шведские и немецкие рыцари Ливонского и Тевтонского ордена, за спиной которых стояла римская католическая церковь, готовили одновременный удар на северо-западе Руси. Шведы шли по морю к Неве, немцы по суше — на Псков.

Шведов обнаружила разведка Новгородского князя Александра Ярославовича, которую возглавлял старейшина Пелгуй. Он же, не спавший всю ночь, имел чудесное видение, описанное в Житии Александра Невского, — святых Бориса и Глеба, плывущих в ладье на помощь русским воинам. Именно так и изобразил их Н.К.Рерих на картине «Борис и Глеб». Как уже упоминалось, на иконах, посвящённых Александру Невскому, нередко изображают этих святых плывущими в лодке.

Александр, князь Новгородский, действовал быстро и решительно: не дав соединиться шведам с немецкими рыцарями, он немедленно выступил с малой дружиной в район Невы, пополняя её местным ополчением. «Не в силе Бог, а в Правде!»9 — ободрял он дружину свою. Битва эта состоялась в день памяти Владимира, крестителя Руси, — 15 июля 1240 года. Князь Александр пробился к центру лагеря и сразился с ярлом Биргером, военачальником шведов, и «возложил печать на лицо острым копием», как говорит Житие Александра Невского. Потеряв многих воинов, враги бежали по Неве в море. За эту победу Новгородского князя Александра прозвали «Невским», «он стал символом Руси — России»10. В ту пору ему было всего 20 лет”. (Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003. С. 69. Серия ЖЗЛ ).

“Картина изображает А. Невского в его исторической битве на Неве, когда он осадил германские поползновения на Восток, на Русь, и копьем “запечатлел” лицо магистра ордена — Биргера. Этот святой воин — тоже полон силой и энергией и недаром: ведь ему собирались, по известному сказанию, помогать его родичи — святые Борис и Глеб” [Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г. ].

Вторая картина (“Александр Невский”) написана в 1942 г.- ровно через 700 лет после битвы на Чудском озере.


Картина Н.К.Рериха. Александр Невский. 1942 г

“И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью”,- говорится в древнерусской повести

“Житиё Александра Невского”. Там же сказано, что во время битвы видели на небе полк Божий, который пришел на помощь Александру: “И так победил он врагов с помощью Божьей. Показали они плечи свои. И сек и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда им было бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками. И тех, кто говорил: “Возьмём Александра руками “,- предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя большими.”

Картина Н.К.Рериха удивительна по своей красоте, ярким краскам, чётко очерченным линиям. Небо в пламенных отблесках, что говорит о только что окончившейся битве и о присутствии Сил Высших. На снегу, в глубоких тенях лежат поверженные враги – немецкие рыцари. В сиянии света на коне Александр Невский. Но он изображен не в гордой позе победителя. Битва окончена. Она была очень тяжёлой. Наступила тишина. Русское войско двинулось в обратный путь. Но вот впереди идущий князь Александр, придерживая поводья своего коня, остановился. Конь слегка присел на задние ноги, чтобы удержаться на покатой поверхности снежного холма. Сам князь склонил голову, вглядываясь в лежащего перед ним погибшего русского воина. Наверное, это тоже князь или воевода – об этом говорит его красный плащ. Профиль погибшего чётко обрисовывается на фоне закатного неба. За князем Александром остановились все. Впереди идущие тоже увидели погибшего, их взоры обращены туда, куда смотрит и князь. Все замерли от этой скорби. Не торжество победителя выбрал художник для своей картины, а момент братской скорби и сострадания о павших в суровой битве. Рерих подчеркивает то, чем сильна душа русского народа – даже в момент славы и радости победы сердца людей откликаются на чужое горе, страдание и смерть”. (Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха).

***

Сегодня мы переживаем очень сложное время. Идет специальная военная операция России на территории Украины. И многие задаются вопросами о роли народных героев-защитников, о гранях отличающих их от “героев-агрессоров”, о гранях отличающих агрессию от действенной защиты законных прав народов. Насколько приемлема война вообще и вооруженные действия одного народа против другого? Почему князь Александр Невский остается в народной памяти героем и назван Святым?

Вот интересные мысли Елена Ивановна Рерих на эту тему:
“… формула Христа – «Поднявший меч от меча да погибнет» не означает непременно убийство физическое, но имеет в виду всякое нанесение ущерба ближнему. Никто из Великих Учителей не останавливался перед поднятием меча духа и даже физического действия в защиту справедливости. Иначе величайшие вожди народа, и строители, и собиратели государств, среди которых воплощались и Великие Учителя, должны были бы рассматриваться как простые убийцы. Не благословил ли Преподобный Сергий князя Дмитрия против татар и не посылал ли он на помощь ему своих иноков? Почему князь Александр Невский назван Святым?

Принято изображать Христа каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего, кощунственно. Не сам ли Христос говорил: «Не мир пришел Я принести, но меч» (от Луки, 12, 51)? Также и «исторические слова о битье в левую и правую щеку породили много заблуждений. Действительно, если сказанное принять телесно, то получится бессмыслие. Но Завет был дан в духовном смысле, именно, при равновесии внутреннем не могут вредить попытки зла. Великий

Учитель принимал человеческое достоинство и знал, что никто и ничто не может поколебать дух человеческий. У Нас признают за особое достижение, когда и в удаче, и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения, из такого убеждения складывается подвиг»/Надземное, 174/. Так, всякое непротивление в духовном понимании Учений осуждается.

Также не будем ли мы обвинять тех министров и военачальников, которые, имея по соседству сильного захватчика, начнут срывать свои пограничные укрепления и не озаботятся вовремя о боевой мощи своей страны? Не назовем ли мы их предателями? Где тот здоровый народ, который, стремясь к росту и развитию своей страны, захотел бы представить собою зрелище покорных овечек? Там, где дух героизма отлетел, там нельзя ждать расцвета. И наше Знамя Мира, указующее Высшее понятие, к которому нужно стремиться, в то же время утверждает действенную защиту. Агрессия одно, но совершенно иное – действенная защита законных прав. Потому единое средство против войн лежит в правильном воспитании и в призыве женщин к участию в решении государственных заданий. Жизнедательница имеет право голоса в судьбе своих детей”. (Е.И.Рерих. Письма. В 9 т. т. 6. 1938-1939 гг. (МЦР),  №41. А.И.Клизовскому. 23.04.1938).

***

“Если бы могли заглянуть в пространственное клише прошлого, мы, может быть, проследили бы путь Калигулы до современного Хитлера!
Также Вы правы, говоря о необходимости простой доброжелательной духовной подготовки к будущим переменам. Но именно эта простота доброжелательства в наш век стяжательства и обостренной подозрительности к друг другу труднее всего. Но, истинно, никакие хитроумные планы и переустройства без <…>
Конечно, на ненависти ничего строить нельзя. Старый, уходящий Мир уже доказал это, и скрытая ненависть вылилась в две мировые войны и в кровавые революции. Зная русский характер, русскую незлобивую, жалостливую душу, я не могу поверить, чтобы проповедь ненависти могла ужиться в русском сердце. Ведь сердце русского народа уявилось лучшей спайкой для слагания великой русской Державы.

И в современной ужасающей битве русское сердце оявило настоящий героизм. Любовь к своей родине, к своему народу сплотила все сердца в геройской защите. Такое сердце не может уявиться на ненависти. Вспышки возмущения, народного гнева ему доступны, и, может быть, как никому, но постоянная, гложущая и иссушающая все лучшие силы ненависть не совьет себе гнезда в русском сердце. Героизм возможен именно там, где сердце не окаменело. Потухшие сердца героизма не ведают. По этому знаку различайте народы будущего.

Также и ненависть к прошлому показала уже всю непрактичность такого воспитания. Мы знаем, как приходится переписывать учебники, авторы которых увлеклись на изъятии прошлых достижений. Жизнь во всей своей мощи уявила силу прошлого, силу прекрасных традиций, и Александр Невский, Суворов и Кутузов воскресли и живут новой жизнью в сердцах воинов и новых строителей.”
(Е.И.Рерих. Письма. В 9 т. т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 220. // №125. И.Э., Г.И. и К.И. Муромцевым. Февраль 1945).

***

«… передаю Вам Наказ Великого Владыки, уявленный всем сотрудникам: «Никогда не осуждать Россию, но являть глаз добрый и утвердить новое сознание в размахе совершающейся космической справедливости».
(Рерих Е.И. Письма. В 9 т. т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 322. // №157. Е.И.Рерих – М.Стуранс. 1.02.1950).

***

Пусть эти мысли и образ Александра Невского помогут воинам, участвующим в военных столкновениях, остаться человеком. Человеком, проявляющего справедливость и благородство, а не низость.

Авторитет Александра Невского является неизменным для русского народа, независимо от общественно-политического устройства государства в различные исторические периоды.  В его честь в 1725 в России был учрежден орден Святого Александра Невского, а в 1942 году, в год написания этой картины, – советский военный орден его имени, а затем  и постсоветской России. То есть это был единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Это яркий пример любви и уважения народа к своему герою.

Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского (орден Святого Александра Невского) — одна из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Орден Александра Невского (СССР) — советская награда времён Великой Отечественной войны для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. Орден Александра Невского (Россия) — государственная награда Российской Федерации . Орденом награждаются граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной службы, за особые личные заслуги перед Отечеством в деле государственного строительства, многолетнюю добросовестную службу и высокие результаты, достигнутые ими при исполнении служебных обязанностей, в деле укрепления международного авторитета России, обороноспособности страны, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, охраны здоровья и другие заслуги, а также граждане Российской Федерации за высокие личные достижения в различных отраслях экономики, научно-исследовательской, социально-культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности. 
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x