Тамара Шулакова: Фрески – чудо и слава Пскова

Часовня св. Анастасии с фресками по эскизам  Н.К.Рериха сейчас малодоступна для многочисленных зарубежных и русских почитателей Рериха.
Создание Музея Фрески как стратегическое направление реализации главного аспекта культурно-туристского потенциала Псковской области

Среди 5 тысяч памятников древности, коими обладает Псковская земля, совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи. Несколько храмов, сохранивших древние росписи, составляют нашу главную ценность, настоящее чудо и славу Пскова:

• Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (пер.пол. XII века)

• Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313г.)

• Церковь Успения Богоматери в селе Мелетово (1465г.), в 45-ти км. от Пскова.

• Кроме того, экспедиция Государственного Эрмитажа обнаружила в т.н. Довмонтовом городе Пскова множество фрагментов росписей из разрушенной церкви Св.Софии /Николы с Гребли – по С.В. Белецкому/ , а в храме Рождества Христова /Покрова – по С.В. Белецкому/ сохранившемся до сводов, сняла со стен и отправила на реставрацию в Санкт-Петербург целые композиции фресок, датируемых вт. пол.XIV-XVвв. Все они находятся ныне в фондах ГЭ.

Эти сокровища также ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже. Однако трудно себе представить любого туриста, который, побывав в столичных городах Греции, Италии и Франции умудрился бы не увидеть всего названного: тогда он вынужден был бы признаться: «Слона-то я и не приметил!»

Но с псковскими фресками происходит именно так! Главные свои шедевры мы давно и талантливо скрываем от людей. Проведя социологический опрос в любой аудитории, можно легко убедиться, что фрески Снятного и Мелетова «живьем» в лучшем случае видели один раз в жизни 1-2% псковичей (не говоря уже о туристах)! С Мирожей дело обстоит лучше, а фрески Довмонтова города были увидены совсем малым числом счастливцев. Подобное положение имеет свои сложные и многообразные причины. Одно только описание истории открытия древней живописи в XIX веке, освобождения от побелок, чудеса ее реставрации и трудности хранения может претендовать на то, чтобы стать в своем роде бестселлером, полным детективных драматических поворотов и прекрасных обретений.

Если обобщенно представить проблемы подлинников,

• то на первом месте будет именно проблема сохранности древней живописи. Мировое, общечеловеческое значение псковских фресок – безусловная истина; значит, должно хранить их как можно дольше и как можно лучше. Это исключает как периодическое, так и спонтанное посещение памятников туристскими группами. Здесь не только говорить и ходить, но «дышать надо вполголоса», – как сказал недавно лучший реставратор монументальной живописи в России, знаток наших фресок и их «лечащий врач» Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Нужно ясно представлять, что фрески “уходят”, это неизбежный процесс, который где-то заторможен, – как в Мироже, хорошим хранением и реставрацией, и где-то активно разрушителен, как в отдаленном Мелетове. Значит, число посетителей должно быть очень ограничено. Однако для чего в конечном смысле такие строгости, не хранение же ради только самого хранения!? Безусловно, и для того, чтобы была возможность показа и рассказа туристам со всего света о великих шедеврах искусства, делающих честь не Пскову, но человечеству! Налицо явное противоречие, из которого может быть только один выход – скорейшее принятие решения о создании Музея фрески как стратегическом направлении реализации главного аспекта культурно-туристского потенциала Псковской области.

• Вторая проблема подлинников существует одновременно с первой – это проблема доступности для посещения туристами и паломниками. Из всех указанных памятников только Мирожа возможна для осмотра, да и то с известными ограничениями. Другие храмы, не будучи до конца музеефицированными и находясь в отдалении от города, исключают появление здесь среднестатистической туристской группы. Количество согласований и препятствий на пути отдельных энтузиастов, желающих эксклюзивно попасть в Снятный и Мелетово может быть описано исключительно в духе родной нам русско-византийской, а также постсоветской бюрократии. Особо «засекреченными» для псковичей оказались фрески Довмонтова города. Открытые знаменитым археологом Василием Дмитриевичем Белецким и отреставрированные лучшими специалистами Эрмитажа, более 150 кв.м. превосходной живописи XIV-XVвв. находятся ныне в фондах (даже не экспонируются!) знаменитого петербургского музея и вход туда затруднителен даже для одиночных специалистов. А на родине фресок, в Довмонтовом городе, за непрезентабельным забором до сих пор стоят сохранившиеся до сводов храмы. Именно с их стен и были сняты фрески, которые Псков “забыл” вернуть домой, именно они художественно ясно свидетельствуют о становлении самобытной школы живописи, также как сами церковные здания – о становлении архитектурной школы Пскова уже в XIV веке. Весь Довмонтов город – эти изумительные подлинные Псковские Помпеи – в настоящем своем виде представляет лишь досадную «непонятность» для туристов, а подчас – и для слабо подготовленных экскурсоводов. На вопросы: «Что это?» и «Почему это в таком виде?» – отвечать чрезвычайно сложно. Почетный гражданин Пскова и первооткрыватель фресок, В.Д.Белецкий мечтал о том, что большая часть их вернется в Псков при условии достойного хранения и показа в экспозиции Музея Фрески в Пскове, где они должны стать ядром коллекции и его гордостью. Блистательная коллекция Довмонтовских фресок путешествовала по лучшим европейским городам, но Псков ее не видел…

• Третья проблема подлинников – своеобразная «информационная блокада» – слабейшее положение дел в просветительской, рекламно-издательской области и особенно в деле пиара псковских фресок как главного бренда Пскова. Нескольких буклетов и проспектов, посвященных фрескам, небольшое количество серьезных монографий, привлекающих узких специалистов, – этого явно очень мало. Необходимы красочные солидные альбомы – каталоги, масса красивых и разноформатных, средней стоимости буклетов, наконец, путеводителей, компакт-дисков по Пскову, где фресковой живописи – как главному художественному достоянию Пскова, наряду с архитектурой, уделялось бы достойное место…

Очевидное противоречие:

Псков имеет уникальные памятники монументальной живописи мирового уровня

Псков почти не показывает и свои первоклассные фрески и крайне мало дает о них информации

может и должно разрешиться созданием Музея Фрески.

Что необходимо предпринимать для подлинников?

1. Хранить идеально правильно всю монументальную живопись Пскова, осуществляя систематически реставрационные, ремонтные и прочие мероприятия.

2. Музеефицировать те объекты, которые целесообразно показывать туристам с учетом вышеизложенного. Так, если расширить временные рамки и обратиться к более поздним памятникам, то антипримером здесь может послужить часовня св. Анастасии с фресками по эскизам знаменитого Н.К.Рериха. Эта изящная архитектурная «шкатулочка» не должна, во-первых, быть в введении перманентно возводящейся здесь гостиницы/?/, во-вторых, следует помнить, что такое редкое произведение чрезвычайно интересует многочисленных зарубежных и русских почитателей Рериха, – держать ее закрытой и отгороженной от города просто неприлично.

3. Вести систематическую, концептуальную выставочную деятельность по пропаганде и просвещению главного наследия псковской культуры. Здесь явные успехи Псковского музея, подготовившего за последние два года три выставки:

– копий фресок, исполненных различными художниками из собрания Псковского музея –заповедника;

– оригиналов(!) из Довмонтова города, представленных Государственным Эрмитажем летом 2007года;

– и, наконец, копии фресок работы профессора Санкт-Петербургской Академии Художеств Александра Константиновича Крылова /декабрь-февраль 2008/.

Удивительно, что выставки разного художественного достоинства демонстрировались с большим успехом и, не будучи коммерческими по определению, стали таковыми по итогам посещаемости и беспримерному вниманию прессы. Все это подтверждают наше мнение о всеобщем огромном интересе к древним фрескам Пскова.

4. Необходимо постоянно делать копии, копии-реконструкции, графические обмеры, макеты, фотографии всех псковских фресок, а также создавать большой сравнительный рядом по непсковским. памятникам. Эта работа давно велась различными художниками и реставраторами, и копии хранятся как в их личных коллекциях, так и в различных музеях, вплоть до знаменитого Русского музея в Санкт-Петербурге. Подобные документы (а копии фресок можно назвать и так, хотя лучшие художники стараются не только уловить внешнее подобие, но вникнуть в духовный замысел оригинала) в первую очередь ценны как свидетельство того, какого характера росписи были в храме. К сожалению, слишком многое исчезло на наших глазах, чтобы позволить себе считать копирование простой учебной работой.
Сама идея копирования древних фресок – как идея собирания духовных ценностей явилась впервые у М.В.Ломоносова, в непростых условиях наступления западной светской культуры, попирания ценностей древнерусского искусства, в чем он усматривал национальную опасность. И еще в своем XVIII веке предложил путь спасения: тотальное копирование древнерусской живописи. Эту работу можно назвать главной для создания Базы Данных об исчезающих на глазах фресках, она же закономерно приводит к идее в духе времени – создания Виртуального Музея Фресок

5. Наконец, венцом всех усилий должно стать создание полноформатного, с оригиналами и копиями, с использованием современного музейного оборудования в прекрасном старинном здании уникального Музея Фресок в Пскове.

Итоги . «Без Музея Фрески – Псков – не Псков».

Фрески Пскова – настоящая энциклопедия духовной жизни, глубокое и редкое по красоте “умозрение в красках”. Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в каменных книгах Мирожи, Снятного, Мелетова. Целью этой громадной духовной работы была и демонстрация исторической эрудиции и приобщение к мировым ценностям, но главное – Псков искал свой путь в Вере, искал истово и искренне. Это был путь духовной аскезы, подвижничества жертвенности, эсхатологической ответственности. На пути Богоискательства мистические озарения преображают лик псковской живописи. Классическая ясность Мирожи сменилась порывисто-экспрессивной манерой Снетогорья, а Мелетово предстало как блистательный по живописной культуре, разнообразию манер и мощи замысла истинный шедевр не только псковского, но русского и мирового искусства.

«Летом прошедшего 1860 года удалось мне исполнить мое давнее желание – посетить… Псков. Еще много сохранилось… древнего, хотя много уже уничтожено временем и невежеством»[*1] ,- эти слова графа М.Толстого звучат еще более актуально для нас. На днях полыхал пожар в прекрасном памятнике гражданской архитектуры – Доме Батова. Старинный Псков стремительно уходит. Сколько церквей с замечательными росписям утрачены безвозвратно! Немного жизни, несмотря на реставрацию и особое хранение, остается и главным памятникам города – ансамблям храмов с фресковыми росписями. Призванные их сохранить, мы должны помнить: фрески “уходят”. Непонимание первоочередности проблемы сохранения фресок может привести к непоправимым потерям; ответственность за это лежит на сегодняшнем поколении псковичей, – “слава” Герострата, уничтожившего великий храм древности, реально угрожает нам. Новый Музей Фрески мог бы широко открыть двери для всех желающих войти в сложный мир православного искусства. Его созидание должно быть делом не отдаленного проблематично-богатого будущего, а практически первоочередной, концептуально-осознанной работой. Важнейшим и первым шагом на пути к его созданию должен стать Виртуальный Музей Фрески.

Но уже одновременно с ним надо возводить настоящий, достойный Пскова Музей Фрески. Эта мечта всех знатоков и ценителей истинного чуда Пскова основывается на уникальной возможности Пскова представить великолепную историю монументальной живописи с древнейших времен. Ибо, в отличие от большинства русских городов, да и европейских, где сохранились лишь подчас разрозненные фрагменты настенной живописи, – Псков может представить энциклопедически целую картину ее развития, – а это путь исканий особой по силе духа и искренности веры псковской культуры, – истинно народной русской культуры, – в уникальном Музее Фрески; без этого музея – « Псков – не Псков».

Новые Хроники – Псков

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x