Без всякой мистики

Комментарий к интервью Даниэля Энтина газете “Вашингтон Пост”.

4 октября 2009 ведущая газета США  “Вашингтон Пост”  опубликовала в своем воскресном выпуске интервью редактора Отдела искусства Блейка Гопника с директором  музея Н. Рериха в Нью-Йорке  Д. Энтиным. Статья называется  “Такой он разный, Николай Рерих”.

Это хорошо, что такая газета  обратила внимание на личность Рериха.  В статье Блейка Гопника показано насколько неизвестен Рерих в Америке.  Поэтому такая большая статья  это удача для Рериховского движения. Но я обратил также внимание на следующую мысль, которую высказал Энтин:

“Все эти десятилетия после смерти Рериха в 1947 году, Агни-Йога – мистическое движение, которое они вместе с женой Еленой основали в 1920-е годы под водительством давно почивших учителей из теософского Далёка …”[1]

Одной этой фразой для меня стало ясно насколько этот человек далек от понимания сущности Рериховского движения. Рерихи никогда не заявляли свои организации (именно из них и состоит в основном Движение) –  мистическим движением. Они были частью мирового культурного движения. Они часто повторяли, что все их организации имеют культурно-просветительские задачи! Рерихи целенаправленно пошли не по религиозному пути (привычном для многих). А пошли по новому. По пути культуры. По пути науки, искусства, философии. Для этого пути нужны были образованные, культурные сотрудники, то есть имеющие опыт и сознание. Для этого и дан был путеводитель на этом пути – Агни Йога (Учение Живой Этики). Обратимся и мы к ней сейчас. Призывает ли она рериховцев к мистике или говорит о другом? Читайте следующие выдержки из Учения и делайте выводы сами.

“Вы любите научное построение – Мы также. Если вы слышали теорию вихревых колец, теорию волн, теорию магнетизма, притяжения и отталкивания, то вы должны понять, что на Земле существуют места очень разного значения. Даже тупые головы задумывались о странной судьбе многих городов. Комбинация физика, астрохимика, биолога и астролога дала бы лучший ответ без всякой мистики”.[2]

“Вспомните ваших социальных пророков, которые на столетия вперед намечали события человечества. Вы не называете их мистиками или ханжами. Вместе с Нами вы зовете их дальнозоркими психологами. На этом определении Мы с вами согласимся и остановимся.”[3]

“С Нашей Общиной могут идти понявшие реальность и истинный материализм. Нельзя себе представить мистика и метафизика за Нашей оградой. Метафизик, получивший удар, кричит: “Я поражен физически!” Мистик протирает глаза от сияния жизни. Зачем вы живете? Чтоб познавать и совершенствоваться. Ничто туманное не удовлетворит нас.”[4]

Как видите прямо сказано: нет мистиков сегодня в Общине Учителей Человечества.

“Каждое сознательное мышление мучительно ищет – где грядущее направление эволюции? Если это направление ощупано, то здравый рассудок стремится скорее приблизиться к верному пути. Потому Учение не вовлекает, но показывает путь. Не мистика, но, именно, умозаключение становится перед ищущими.”[5]

Мистика притягивает человеческое любопытство. Но какая польза от просто любопытствующих? Магнит таинственности привлекает всех без разбора (увлекающихся мистикой, магией и т.д.). А Учителям нужны не мистики, не рабы божие, не религиозные последователи, а сотрудники. Сотрудники, которые способны решать масштабные задачи общечеловеческой культуры в переходное время от Кали Юги …

Вспоминаю случай семилетней давности по другому месту жительства. На плановую встречу нашего общества как-то неожиданно пришел главный редактор городского радио. Наши встречи не были тайной для горожан. Еженедельно в среду вечером в здании центральной городской библиотеки  мы собирались для общения и реализации совместных дел, изучения творчества Рерихов, проведения общегородских мероприятий.. Регулярный ритм встреч давал возможность незнакомому человеку  свободно найти нас. Так иногда и было. И незнакомый человек стучался в нашу дверь и садился за стол для общения. Разные были люди. Кто-то потом больше не приходил, кто-то приходил  изредка, кто-то регулярно. Точно не возвращались те, кто искал у нас мистику или какую-то магию. “Мы этим не занимаемся”, – был ответ.

И вот когда к нам таким же образом зашел редактор радио, то мы отнеслись к этому совершенно спокойно. Буквально с первых минут разговора он  дал нам понять, что он подготовился к встрече. «Я прочитал о Рерихе. Это великий художник, мистик…», – начал уверенно он.  Далее 30 минут мы вели беседу о том, почему  Рерих не является с нашей точки зрения мистиком. Сам он себя таким не считал, а если это определение попало в некоторые книги о нем, то это было ошибкой редакторов из-за поверхностного отношения к его деятельности. Хотя и сейчас у многих наблюдается попытки превратить Рериха то в политика, то в мистика. А он был просто вождем культуры. После этой встречи  у нас наладилось очень эффективное сотрудничество с редакцией городского радио. Без всякой мистики.

Возвращаясь к  критикуемой фразе Д. Энтина, хочу заметить, что вовсе не против самого слова «мистика». Из словаря слов не выкинешь. Я против того, чтобы называть наше Движение мистическим. Традиционно в эти октябрьские дни, в канун дня рождения Николая Рериха, рериховцы собираются для разнообразных культурно-научных мероприятий. Они являются обычно наиболее крупными мероприятиями года. На них обычно приглашаются много публичных деятелей. Все они (как рериховцы, так  и приглашенные)  улыбнутся, а то и возмутятся, когда  им скажут, что они собрались на научно-общественную конференцию «мистических организаций». Это нонсенс, конечно. Хотя, конечно, любое земное действие имеет надземное продолжение. То есть все можно отнести условно к мистическому действию.

В заключение отмечу, что не против самого этого слова и Агни Йога. В ней записано:

«Многие понятия нуждаются в очищении. Среди них мистика должна быть определена. Если она означает точное знание, тогда понятие может быть сохранено. Но если устремление не к знанию, но к туманным построениям, тогда следует изъять слово из обращения. Мы предлагаем знание, полезное прогрессу человечества..»[6]

Очищать, так очищать. Последовав совету из этого параграфа, этой статьей попытался очистить образ Рериховского движения от усилий превратить мировое культурное Рериховское движение в некое движение мистиков. «Мистическое движение» – это как раз то «туманное построение», о котором говорится в последней цитате, движение без Имени и Цели.

Давайте работать по делу и без всякой мистики!

Николай Атаманенко, г. Белгород


[1] By Blake Gopnik. Nicholas Roerich’s Different Strokes. Washington Post Staff Writer  Sunday,  October 4, 2009,

http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/ content/article/2009/10/02/AR2009100200153.html

[2] Озарение, 3.V.7

[3] Община, 164

[4] Община, 230

[5] Агни Йога, 580

[6] Аум, .458

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x