Рамазан Абдулатипов. “Важно не упустить культуру и духовность”

Интервью с исполняющим обязанности ректора Московского государственного университета культуры и искусств, доктором философских наук, профессором Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым

UK_7_09.p65Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов – доктор философских наук, профессор, действительный и почетный член ряда Академий и университетов, в том числе зарубежных, руководитель кафедры национальных отношений и федерализма Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Председатель Совета Ассамблеи народов России, Председатель попечительских советов Всероссийского выставочного Центра и Дома народов России.

Родился 4 августа 1946 года в высокогорном ауле Гебгута Тляратинского района Республики Дагестан в многодетной аварской семье.

В 1975 году окончил исторический факультет Дагестанского государственного университета.

В 1975-1978 годах учился в аспирантуре на философском факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ).

После окончания аспирантуры философского факультета Ленинградского государственного университета и защиты кандидатской диссертации работал сначала старшим преподавателем в Ленинградском университете, а потом в течение 8 лет доцентом, заведующим кафедрой в мурманском Высшем инженерном морском училище.

В 1985 году защитил докторскую диссертацию, вернулся в Дагестан, где занял должность заведующего кафедрой философии Дагестанского педагогического института.

Рамазан Абдулатипов неоднократно избирался в высшие законодательные органы государственной власти Российской Федерации.

Автор более 30 монографий, более 400 научных и научно-публицистических статей.

Является членом редколлегии ряда журналов. По инициативе Р.Г. Абдулатипова были созданы газета «Федерация», журналы «Эхо Кавказа» и «Этнополис». Под его руководством организован Институт федерализма.

– Рамазан Гаджимурадович, какие задачи вы ставите перед университетом, что предстоит сделать?

– Московский государственный университет культуры и искусств — один из старейших вузов страны. На сегодняшний день он является важным звеном в формировании интеллектуального и кадрового ресурса отрасли культуры и искусств.
Перед университетом стоит важная задача: повысить эффективность функционирования университета в новых социально-экономических и демографических условиях в соответствии с приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации.
Наш вуз — активный участник позитивных процессов сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-культурного развития страны.

– Университет накануне 80-летия…

– Московский библиотечный институт был создан 16 июля 1930 года, располагался в уникальном особняке на Манежной площади, напротив Библиотеки имени В.И. Ленина, а затем был переведен в подмосковные Химки, где располагается и по сей день. В 1980 году за заслуги в деле подготовки специалистов
культуры университет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 году удостоен высших наград Оксфордского университета (Лондон) и европейской ассоциации ректоров университетов за высокие достижения в области качества подготовки специалистов.
Около 80 тысяч выпускников университета сегодня трудятся во всех сферах культуры и искусства, работают в странах Содружества и дальнего зарубежья.
Оптимизация работы университета связана с дальнейшей интеграцией вузов культуры и искусств, укрупнением университета путем включения в его состав образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, научных организаций и предприятий сферы культуры с последующим созданием университетских комплексов.

– В чем основная миссия вуза в повышении образовательного уровня современного студента?

– У студентов сегодня есть в тысячу раз больше возможностей, чем когда-то у нас. Но как прежде велика роль Учителя. Преподаватель должен помочь студентам систематизировать огромный поток информации, который на них обрушивается, помочь сформировать их мировоззрение. Мы должны приобщать студентов к методологии, особое внимание мы должны уделять преподаванию философии.
К сожалению, возможности школы и университета ограничены в плане духовного воспитания. Общество, культурная среда, в которой пребывает молодой человек, влияют на него в гораздо большей степени.
Традиционная культурная среда, народные традиции и идеалы, традиционное понимание таких духовных ценностей, как добро, красота, истина, утрачены. Но на этих ценностях держится жизнь. И если мы не даем молодому человеку этой опоры, он автоматически ломается, без этого образование мало что дает. Пока ни в школе, ни в вузе нет программы духовного возрождения нашего общества. Нужны идеалы, нужны позитивные примеры, на которые могут ориентироваться молодые люди. На какие ценности сегодня мы ориентируем студенчество? Очень важно, чтобы мы воспитывали своих студентов на позитивных примерах развития нашего народа. Отечества.
У нас в университете есть кого учить, и есть кому учить. Больше, чем любой другой университет, мы приобщены к культуре. Мы должны найти формат соединения образования и культуры, без которых нет гражданина, нет патриота.

UK_7_09.p65

– Болонская конвенция, что необходимо учесть, переходя на новые образовательные стандарты?

– Необходимость реформ в образовании сегодня очевидна, но следует подходить к этому очень осторожно. Считается, что советское образование было лучшее в мире, но оно имело множество недостатков: многие заканчивали обучение и получали дипломы, так и не став образованными людьми. Большое внимание в российском образовании уделяли развитию точных наук. Много достойного было в области точных наук, математики, физики. Но гуманитарное образование сильно отставало из-за идеологического диктата. Да, изменения в гуманитарном образовании необходимы, но мы должны подходить взвешенно к реформе образования и культуры.
Я не буду говорить о том, что мы будем впереди мирового образования. Предстоит большая работа, нужно очень многое сделать — для начала хотя бы навести элементарный порядок на территории вуза, отремонтировать общежитие, облагородить парк. Главная задача, которую я вижу, — это работа с людьми.
Предполагаемый с 2010 года переход на двухуровневую систему подготовки кадров в соответствии с Болонской декларацией потребовал модернизации вуза, коренной перестройки учебных программ, форм и методов обучения. С этой целью были оперативно разработаны новые программы подготовки студентов по различным специальностям.
К сожалению, в современном образовании почти не отражается огромный пласт национальной культуры. Болонская система образования также имеет этот недостаток. Мы должны сохранить основу нашего образования — нашу культуру. Образование человек может получить за несколько лет, с культурой дело обстоит сложнее. Поэтому важно, чтобы мы как университет культуры были наследниками высочайших культурных традиций, которые накопили народы России. Не зря говорят, что Россия — духовная крепость мира. Мы многое можем сделать, чтобы сохранить эту высокую миссию.

– Качественные книги: мечты или реальность?

– На мой взгляд, сегодня низок качественный уровень книг, рецензирование научных книг превращается зачастую в формальную процедуру. Я опубликовал несколько книг по докторской диссертации. Самый авторитетный человек для меня был редактор. Не дай Бог, у кого-то взята строчка, или искажена цитата – редактор знал об этом. Недавно я просмотрел 30—40 книг по политологии — разницы между ними почти нет. Книгу публикует не тот, кто умеет писать книги, а тот, кто может заплатить за издание.
В нашем университете работает много опытных, талантливых преподавателей, которые создают учебники и учебные пособия. Мы можем совместно с преподавателями других вузов создавать коллективы для написания конкретных учебников. Я, например, 10 лет руководил кафедрой федеративных и национальных отношений, но я не смог выйти на учебник, написал лишь учебное пособие, параллельно работая министром. Я подготовил десятки кандидатов и докторов наук, но у меня не хватило материала для учебника. Поэтому я предполагаю, что совместно с «Университетской книгой» можно издать несколько учебников по культурологии, социально-культурной деятельности, библиотечному делу.

– Профессиональные кадры в культуре, в каком направлении необходимо двигаться?

– Новый взгляд на образование будущих специалистов заключается в том, что на повестке дня — формирование компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстроизменяющихся общественных условиях.
После развала Советского Союза у нас сложилась новая экономическая и политическая система и новая культурная ситуация, которую необходимо изучать. Для этого нужно, чтобы изучались современные культурные процессы в стране, проводились исследования потребности отрасли культуры в кадрах.
Наш вуз со дня своего возникновения ведет подготовку библиотечных кадров. Недавно я принял участие в Международном библиотечном форуме в Крыму, на котором поднимались важнейшие вопросы подготовки библиотечных работников в вузах культуры и искусств. Мы многое сделали для развития библиотечного образования. Сегодня вуз участвует в создании Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «Либнет», в разработке проекта Национальной электронной библиотеки, в составлении Сводного каталога библиотек России, внедрении Национальной системы форматов RUSMARC. Ведется разработка нового образовательного стандарта по внедрению Болонской системы совместно с Российской библиотечной ассоциацией.

– В чем на ваш взгляд, кризис нашей культуры?

– Государство, власть, политическая и социальная система, ответственная перед своими гражданами, всегда будет стараться развивать культуру и просвещение, стремиться к открытости и прозрачности социально-культурных институтов. Сегодня мы часто упускаем из вида самое важное в истории и жизни России — культуру, духовность. Именно кризис духовных идеалов привел к развалу Союза, а потом и экономики. Люди перестали верить в духовные идеалы. На дефиците духовной культуры строится дефицит остальных сфер общественной жизни. Если была бы высокая культура, нравственность, мы бы за эти годы столько заработали, что нам хватило бы на ближайшие 10 лет. Мы разве бы растрачивали эти деньги? Мы создавали бы производства. Я повторяю, 10—15 лет последних лет: народ, который не производит – не имеет будущего.
Наша культура – это культура труда, созидания и творчества. В России нельзя забывать, что мы большая страна и нас видно со всех сторон. Поэтому надо, чтобы наши студенты были убежденными носителями высочайших культурных традиций и идеалов России, русской культуры, культуры всех народов нашей страны. В этом наше будущее.
Наш вуз нацелен на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры, на консолидацию общества, на преодоление глобальных проблем: духовного кризиса и межкультурных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия культур, различных конфессий, их сотворчества.

Журнал “Университетская книга”

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x