«Рериховский век». Итоги недели с Андреем Радиным.

Самая большая потеря – у скрипачки оркестра Мариинского театра. В Австрии у нее похитили скрипку 1697 года работы итальянского мастера Роджери за 400 тысяч долларов. Как сообщает местная полиция, дорогой инструмент исчез в субботу днем из вестибюля гостиницы в предместье Вены. Девушка оставила скрипку Роджери на хранение у своего знакомого, а он увлекся интернетом. Этим и воспользовался злоумышленник.

А вообще, у Мариинки на минувшей неделе все складывалось удачно – в театре станцевали «Анну Каренину» и поставили «Мистерию апостола Павла».

В выставочном зале «Манеж» открылся крупнейший межмузейный проект «Рериховский век».

Мы все хорошо знаем, что в истории культуры загадок не меньше, чем в просто истории. Свежайший пример – межмузейный проект «Рериховский век», который только что открылся в выставочном зале «Манеж». Он должен рассказать все о деятельности семьи Рерихов во главе со знаменитым Николаем Рерихом.

Жена Рериха и его два сына, кстати, отца во всех начинаниях поддерживали. В проекте поучаствовало 70 музеев России и мира, выставку готовили 10 лет.

Казалось бы, тут-то мы и получим ответы на все вопросы. Ведь в Манеже чего только нет. Картины, книги, документы, материалы. Пермский иконостас по эскизам «главного» Рериха рядом с буддийскими молитвенными барабанами – одно это чего стоит. Но загадки загадками и остались: почему и на чьи деньги семья Рерихов отправилась в центрально-азиатскую экспедицию по советскому Алтаю и еще не советской Монголии? Зачем они пытались, безуспешно, добраться до тибетского Далай-Ламы? Какую-такую Шамбалу искали? Конспирологических версий много – то ли Рерихи стали агентами ОГПУ, то ли американцы их наняли, то ли семья идеалистов по своему почину пыталась построить буддийский коммунизм в Гималаях. В ответах организаторы выставки крайне политкорректны.

Зато на открытии проекта «Рериховский век» почтили одно из самых важных начинаний семьи Рерихов. 75 лет назад американский президент Франк Рузвельт подписал Пакт Рериха – первый в истории международный договор об охране памятников культуры, в том числе, в военные времена. Вы спросите, что спас Пакт Рериха?

Владимир Мельников, заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по науке:

«Могу привести один эпизод, к американскому президенту пришли с приказом о бомбардировке Нагасаки и Хиросимы. Он должен был его подписать, но еще и бомбардировку Киото, и тут ему говорят – но ведь мы же подписали пакт Рериха, а Киото – это все для японской культуры. И президент вычеркнул Киото».

Кстати, Николай Рерих всегда подчеркивал, что материальная цивилизация и культура – разные вещи: «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но чувство Красоты дает то благородство духа, которым и отличается культурный человек». Две темы для размышлений по этому поводу тут как раз подкинул Мариинский театр.

Сначала в концертном зале Мариинки состоялась эпохальная премьера. Оперу «Мистерия апостола Павла» москвич Николай Каретников писал 30 лет. Умер в 94-м. В 95-м мариинцы исполнили его оперу в концерте, спустя 15 лет облекли в театральные одежды.

В либретто не до шуток: Нерон сжигает Рим, апостол Павел присутствует при этом, погибает, тиран погибает вместе с ним. Мощный материал – счастливый шанс для режиссера Алексея Степанюка и художника Семена Пастуха.

Увы, даже вместо приличной древнеримской оргии получилась каша. Миманс шевелится безо всякого взаимодействия со сложной музыкой Николая Каретникова. У главных героев точно ярлычки на лбу понаклеены. Апостол Павел и его сподвижники только появились на сцене – а уже все в кровавых рубцах из красного скотча. Нерон – полуголый тиран и гад.

Мы, конечно, любим кино-блокбастеры про конец света, но это еще не повод устраивать конец света отдельно взятой опере современного, хоть и почившего уже композитора.

Вот обратный пример: на той неделе в Мариинском театре показали премьеру балета Алексея Ратманского на музыку современного классика Родиона Щедрина, «Анна Каренина» называется.

На премьерных спектаклях в заглавной роли блистали Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Тут читаный всеми роман Льва Толстого переведен на язык танца чуть не дословно, никаких загадок истории – вот Анна, вот любовник Вронский, вот поезд, вот труп. Но дело не только в эдакой нарочитой повествовательности.

В балете Алексея Ратманского все детали точно пригнаны друг к другу, на сцене много всего – но ничего лишнего, только то, чего требует музыка Щедрина. Вот эту соразмерность, эту гармонию во всем Николай Рерих, кажется, и называл чувством красоты, которое отличает культурного человека.

Ну, мы же не чиновники от культуры, чтобы применять запретительные меры. Нет, отказывать никому ни в чем не будем. Но поразмыслить мы можем, не правда ли?

100 ТВ

rutube.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x