“Собственность – батюшкам!”

Новый закон о передаче собственности как часть медиа-трансформации РПЦ МП.

Правительство Российской Федерации сделало, по сообщению информационных агентств, еще один шаг к принятию закона, который уже вызвал жесткую конфронтацию между представителями музейного сообщества и представителями РПЦ МП. На Общественных слушаниях, прошедших 17 мая в Общественной палате РФ, обозначились контуры противостояния между двумя сторонами. С одной стороны выступали растерянные музейщики, с другой представители РПЦ МП, тон выступлений которых не предусматривал никакого компромисса, но, помимо бескомпромиссности, была еще одна интересная деталь: убежденность в том, что задача правовых механизмов – обслуживать новый идейный курс, в рамках которого РПЦ МП получает все возможные преференции.

Особенно замечательным показалось наблюдателям выступление инокини Ксении (Чернеги), которая мало того, что заявила о неравноправии конфессий, но и прямо пригрозила тем, что объекты, находящиеся в собственности музеев, будут отобраны в собственность РПЦ МП без учета мнения музейщиков. Столь вопиющее искажение реальной картины было дополнено хорошо просчитанной истерикой со стороны протоиерея Всеволода Чаплина.

В чем же причина такого странного поведения двух вполне полномочных представителей официальной Церкви? По всей очевидности, руководство конфессии получило заверения высокопоставленных чиновников в том, что общественное обсуждение и общественный резонанс при обсуждении и принятии закона в Думе не будут играть никакой роли. Да и сам закон, вероятно, имеет лишь инструментальное значение при оформлении в собственность РПЦ МП все новых и новых объектов национального достояния России.

Хотя профильными комиссиями Правительства при рассмотрении проекта закона были комиссии экономического направления, однако последнее обсуждение проходило в комиссии по вопросам религиозных объединений, которая, как известно, носит открыто пропатриархийный характер. Насколько можно судить, в РПЦ МП считают, что все принципиальные решения уже приняты в их пользу и поэтому для сохранения имиджа вполне можно выказать декоративное уважение к прочим конфессиям. Понятно, что всем прочим (на языке оперативников – “сектам”, они называют так всех, кто не принадлежит к РПЦ МП) ничего не достанется. На слушаниях говорилось о том, что, например, старообрядцы могли бы претендовать на многое, однако в действительности никто не будет отнимать у РПЦ МП ни экспроприированных у староверов храмов в Иванове и Балакове, ни иной собственности, не говоря уже о том, чтобы рассмотреть права староверов на дораскольные храмы и имущество.

Возвращаясь к скандальной концепции монашки-юриста, можно отметить, что ее отличает представление об абсолютной исключительности РПЦ МП и в юридическом смысле. Сославшись на фиктивно истолкованное решение Конституционного суда, матушка Ксения объявила, что равноправие разделяется пропорционально и “объем равноправия” у РПЦ МП несравнимо выше, чем у всех остальных конфессий, которые она в согласии с практикой оперативных работников назвала “сектами”. Нынешнее решение правительственной комиссии работает в рамках этой же беззаконной и бесправной логики. Единственным выгодоприобретателем от этого закона является лишь одна конфессия – РПЦ МП.

Сам текст законопроекта общественности по-прежнему не известен, однако, как говорили в кулуарах “продвинутые” музейщики, компромисс достигнут путем полной передачи недвижимости ведомству “православного исповедания” под руководством “Святейшего” (этот диковатый субстантиват все более входит в политжаргон). Если раньше планировалось ограничение или разделение права пользования объектом – между госструктурами (как правило, Министерством культуры) или учреждением-арендатором, с одной стороны, и религиозной общиной – с другой стороны, то сейчас община, которая получит объект в пользование, просто будет свободна от расходов по его содержанию. Такой вариант был продавлен благодаря усилиям “святейшенских юристов”. Как замечают блоггеры, “сытая тишина”, наступившая в “православной блогосфере”, свидетельствует о том, что решение, удовлетворяющее их хозяев, практически принято. Разумеется, штатные пропагандисты потявкали для приличия про “новых богоборцев” и “заговор против Церкви”, но это были, скорее, ритуальные жесты.

Как ни странно, успехи в продавливании прав собственности на религиозные объекты и изъятии у музеев хранящихся там объектов вполне согласуются с новым медиа-имиджем РПЦ МП, который главный истерический герой слушаний 17 мая решил улучшить с помощью ведущей шоу “Дом-2”. По всему видно, что главенствующее исповедание превратилось в самую нормальную медиа-структуру. А для нормальной медиа-структтры, задача которой – “промывать мозги” народу и вербовать чиновный пул, необходимы и собственность, и реквизит. Show must go on. Церковь в традиционном смысле слова уже мало востребована, нужен “новый формат”. И он будет – о. Чаплин уже опробовал “дамские истерики”, а инокиня Чернега – “жесткий язык” медиа-прессинга. Задолго до этого ряд представителей “поп-рока” уже побывал в гостях у митрополита Кирилла с обещанием поддержать своими зонгами “новый курс”. Оформителем его стали законодатели “миссионерской попсы” под водительством дьякона Кураева. Когда к ним присоединятся новообращенные медиа-политологи, ведущие ТВ-шоу и короли поп-сцены, можно будет считать трансформационный процесс завершенным. Тогда, собственно, и начнется самое главное – “новое пост-христианство” попросит государство подвинуться. И тому будет некуда деваться, так как государство у нас фантомное, оболочка есть, а внутри – папье-маше. И чтобы прикрыть этот неудобный факт, используют “церковный антураж”.

Новый закон, скорее всего, примут, так как он нужен для “антуражу”. Новой медиа-структуре нужны разные символы, значки и указатели на то, что она владеет “символическим капиталом”. И пусть при этом гибнет национальное достояние, церкви 16 в. перестраиваются и изменяются в соответствии с современными вкусами, а старинные иконы замазываются и переписываются – разве это важно? Зато фасад будет сверкать позолотой, а чиновники смогут спать спокойно – народный русский обычай создания симулякров за отсутствием настоящего будет исполнен.

Игнатий Алексеев,
Credo.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x