О.Федоров. Обезображенная старина.

«Печально, когда умирает старина.

Но еще страшнее, когда старина

остается обезображенной, фальшивой, поддельной.

Это страшнее всего и больше всего подлежит наказанию»

(Н. К. Рерих. «Слово», 1908 г.)

Говорить о культурном и историческом наследии Пскова можно бесконечно, и к вечным же, похоже, проблемам относится проблема сохранения этого наследия!

Есть один памятник в нашем прекрасном городе, который вызывал у меня любопытство с детства. В первую очередь из-за замка, висящего на двери столько, сколько я себя помню. Я говорю о часовне Святой Анастасии 1911 года, которая находится под мостом Советской Армии – Ольгинским. Помню, как в возрасте семи лет с друзьями ходили мы кругами вокруг этой загадочной, но необъяснимо прекрасной и притягательной часовни, как заглядывали в щелочки дверей и ставен, высунув от любопытства языки, пытаясь узнать, что же там находится.

Прошло много лет, и вот в 2009 – 2010 году часовня Святой Анастасии стала открывать свои секреты, сначала это было лишь теоретическое знакомство с историей её возведения, с идеей авторов, с её росписями. Я испытал настоящий шок в хорошем смысле и восторг, когда, как мне показалось, понял глубину этого шедевра.

О самой часовне написано много статей, там можно найти и глубокий анализ её архитектурных достоинств и её уникальных росписей, на профессиональном уровне. Поэтому я скажу об этом лишь несколько слов.

Часовня, как уже отмечалось, была возведена в 1911 году на месте более древней Анастасиевской часовни 1710 (11) года, построенной по обету о прекращении страшного мора, пришедшего с прибалтийской стороны. Возведение её связано со строительством постоянного моста через реку Великую, очень необходимого городу. Мост был возведён в 1911 году, это было такое важное событие, что часовня, построенная вместе с мостом, не упоминается ни в одной из статей газет того времени, посвящённых открытию и освящению моста, высочайшим повелением получившего имя Княгини Ольги. А напрасно, ведь архитектором, по проекту которого была возведена часовня, был академик архитектуры А. В. Щусев, автора таких проектов как Храм Сергия Радонежского на Куликовом  поле, Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители, Казанский вокзал в Москве и в советское время Мавзолей Ленина на Красной площади.

При этом старая часовня не была снесена, а использовалась как основание для новой. Построенная в стиле модерн, часовня получилась истинно псковской, образуя одновременно гармоничный комплекс с мостом, что хорошо видно на старых открытках того периода.

Но помимо архитектурных достоинств часовня обладает ещё и уникальными росписями, выполненными предположительно в 1913 году, по эскизам великого художника — Николая Константиновича Рериха.

И если мы вспомним о единстве живописи и архитектуры, то росписи Анастасиевской часовни — ярчайший пример этого единства. Описание и анализ этих фресок вы найдёте в научных статьях. Я лишь отмечу, что сюжеты фресок, как бы стирают границы стен часовни, делают их условными. Так, изображение Богоматери в люнетах на восточной стене перекликалось с находящимися с востока рекой Великой и самим городом Псковом, его крепостью. Богоматерь как бы покрывает собой город, даруя ему защиту. Именно этот образ, по мнению многих исследователей, трансформировался впоследствии в образ Царицы небесной или Матери мира над рекой жизни (1930 г.).

Образ Святого Николая Можайского, находившийся напротив, также представляет собой образ защитника города и чётко соотносится с «зеркальным» изображением Пскова и реки Великой на майолике дома Петра Денисовича Батова (1913 г.).

Спас над дверью, поддерживаемый архангелами, и молящиеся по бокам от двери Святые Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей как бы защищали вход в Псков с севера, со стороны древнего водного пути, и с запада, пути пешеходного, проходящего через мост. Четыре же ангела, находившиеся в углах с Востока и с Запада, напоминают слова Откровения об ангелах, держащих ветры земли: войны, болезни, пожары и наводнения.

Становится ясна идея написания этих  фресок: заступничество, покровительство, сохранение города Пскова от любых врагов, как видимых, так  и невидимых. И совершенно очевидно, что сам город, река Великая, мост, Завеличье и дорога на Запад — всё оказалось вписано в эту идею. А над всем этим — мир горний: солнце, луна, звёзды и изображение Святого духа.

Второй шок, но уже весьма неприятный я испытал, когда узнал об истории часовни Святой Анастасии в советское время. Её закрыли в 1924 году, как «не представляющую никакой художественной и исторической ценности». В разные годы в часовне располагались кассы кинотеатра, газетный киоск, керосиновая лавка. Но она пережила войну, уцелела, каким-то чудом утратив лишь главу и барабан, фрески были забелены ещё при закрытии. Страшная фраза «не представляющая никакой художественной и исторической ценности» вновь нависла дамокловым мечом в 1969 году, когда было решено строить новый мост через Великую, вместо старого, который не отвечал современным требованиям. Часовня мешала строительству и её решили снести под тем же предлогом.

Невероятными усилиями её удалось спасти и доказать её художественную ценность. Заслуга спасения часовни принадлежит архитектору Элле Марковне Петуховой, возглавлявшей псковскую производственную группу по охране памятников архитектуры, и архитектору ПСНРПМ Наталье Сергеевне Рахманиной (жене псковского реставратора В. П. Смирнова). Им удалось сделать невозможное, переломив непонимание и неприятие властей и строителей.

Часовня была снята и установлена на берегу реки Великой, в весьма неудобном месте, где она и поныне, при этом её развернули «правильно», то есть вход оказался с западной стороны, а при постройке он был со стороны моста, то есть с севера. При этом был принят и странный проект переноса, часовню распилили посередине и переносили двумя частями, при этом нижние части фресок оказались утрачены. Находившаяся же в основании древняя часовня была просто снесена.

В 1971 проведены реставрационные работы: восстановлен барабан и главка с крестом, расчищены и укреплены росписи.

Можно бесконечно говорить о фресках Рериха, об архитектурных достоинствах часовни, хотя даже преподаватели Московской Государственной Академии архитектуры, которым мне довелось показывать её снаружи, лишь говорили три слова «боже, какая красота» и замолкали. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Наконец, 26 мая 2010 года сотрудники отдела фресковой живописи предоставили мне возможность увидеть фрески такими, какими они есть. А они есть!!! И даже сейчас, нуждаясь в реставрации, они прекрасны.

Именно это долгожданное посещение часовни вместо воодушевления от прикосновения к прекрасному ввело меня в ещё более глубокий шок. Возмущению моему не было предела.

Мы буквально продирались к часовне сквозь заросший травой и бурьяном долгострой гостиницы, причём с дальней стороны, от школы. Ближний вход — калитка, расположенная почти рядом, оказалась отгорожена сеткой, за которой высятся развалины и кучи строительного мусора. Далеко не приятное впечатление производит и Дом Батова, находящийся рядом.

Но самое главное – часовня, её основание, размываемое постоянно дождями и тающим снегом, рассыпается на глазах, часовня накренилась и наклон этот увеличивается ежегодно. О ремонте и реставрации нечего даже и говорить, их не было с тех памятных 70-х годов.

Возможно, если бы не самоотверженный труд работников музея, которые продолжают следить за часовней Анастасии, убирать каждый год горы мусора, которые как дождь валятся с моста на часовню, следить за сохранностью фресок и т. д. и т. п., у нас уже давно бы не было этого шедевра.

Так безразличие и время делают то, что не смогли сделать ни революция, ни война и ни некоторые представители власти в советские годы.

Поэтому я пишу эту статью, я обращаюсь к жителям города, к коллегам экскурсоводам: приводите друзей, гостей города, показывайте часовню и рассказывайте о ней, по бездорожью, в любую погоду.

Я обращаюсь к искусствоведам и краеведам: Кричите, стучите в двери администраций, ищите спонсоров (тем более, что реставрация часовни обойдётся не в 40 миллионов, а гораздо дешевле), спасайте часовню, ратуйте за передачу её музею и сохранение, пока есть что сохранять. А то доброй традицией становится у нас шуметь, когда уже сгорело, рухнуло, развалилось или кем-то куплено и увезено в неизвестном направлении.

В 2011 году этой уникальной и прекрасной часовне Святой Анастасии исполнится 100 лет, как исполнилось бы и старому Ольгинскому мосту. Часовня — всё, что нам осталось от него, и это немало, она сама поистине бесценна.

Столетие часовни, имена её создателей, благодарная память о спасении часовни 40 лет назад и глубокая благодарность людям её спасшим, а также ответственность перед потомками – это обязывает нас предпринять всё возможное для её спасения!

P. S. 2 июня состоялась импровизированная общественная акция по благоустройству территории часовни. Всего за день до этого в социальных сетях, по электронной почте и телефону я предложил поучаствовать в ней всем, кто когда-то изъявлял желание. В итоге, как бывает в таких случаях, многие не смогли и пришли те, кого я даже не ожидал увидеть. Небо благоволило нам, вместо обещанных грозы и дождя, вдруг появилось солнце. Мы сделали то немногое, что могли: подобрали мусор, выкосили траву вокруг часовни, сменили заржавевший замок.

Сотрудница отдела фресковой живописи Псковского музея-заповедника Татьяна, преподаватель РМАТ Любовь Владимировна Масленникова, выпускницы академии туризма и мой однокурсник, приехавший из Струг Красных, Алексей Соколов… подходя к часовне, все творили крестное знамение, и я подумал, сколько же времени никто не делал этого перед этой часовней. После уборки состоялась импровизированная экскурсия. Прихваченные в надежде, что погодные условия позволят нам взглянуть на фрески, ключи от часовни пригодились, и мы вошли внутрь. И здесь, стоя под удивительно живым взглядом Спаса, окружённые четырьмя ангелами, многие из нас вдруг почувствовали какую-то перемену, словно часовня ожила, и нечто, труднообъяснимое, касалось головы, и шло глубже, туда, где сердце. Мы словно совпали, срезонировали в такт часовне, она стала говорить с нами…

Потом мы прощались, благодарили друг друга, кто-то шёл рядом и говорил о том, что земля под часовней — лакомый кусок и, возможно, продана и что-то ещё…

И вот я один, вспоминаю прошедший день по дороге домой, и вдруг очень захотелось заплакать, то ли о часовне, одиноко оставленной там, на берегу под мостом (так плачут о живом человеке, который в беде, и ты не знаешь чем помочь), то ли о себе, о своём диком ощущении бессилия дать эту помощь…

Олег Фёдоров.

Псковское агенство информации

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о


Похожие сообщения:
  • Расписанная Рерихом псковская часовня дрейфует в траншею
  • Тамара Шулакова: Две часовни.
  • Тамара Шулакова: Фрески — чудо и слава Пскова
  • Сокровище без хозяина.
  • Любовь Хоменок. Круглый стол «Как спасти родовое гнездо Н.К. Рериха на Псковщине?»
    Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

    Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

    Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

    Яндекс.Метрика