«Русь — Гималаи» выставка картин Николая Константиновича Рериха.

2 декабря 2011 года в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны открылась выставка «Русь — Гималаи». На ней представлены картины Николая Константиновича Рериха из фондов Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

Это совместный проект Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Национального художественного музея Республики Беларусь, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь. Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь, культурно-просветительского общественного объединения «Адамант» (г. Минск), республиканского общественного объединения «Белорусский фонд Рерихов» и информационно-культурного центра «Сокровище мира» (г. Витебск).

На торжественном открытии выставки выступили директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны С.И. Азаронок, Посол Республики Индии в Беларуси Манодж Кумар Бхарти, представитель Международного Центра Рерихов Т.А. Иванова. В своей речи С.И. Азаронок отметил, что Центр-Музей и Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны связывают годы сотрудничества. Выставка картин Н.К. Рериха из фондов МЦР уже в четвертый раз проходит в Минске, и интерес к творчеству Н.К.Рериха возрастает год от года.

Господин Бхарти сказал о том, что в Индии глубоко чтят художественное и философское творчество Н.К. Рериха и членов его семьи, а также уникальную духовную ценность картин великого Мастера. Т.А. Иванова рассказала о картинах, представленных на выставке. Шестьдесят картин Н.К. Рериха из фондов Центра-Музея были созданы художником в России, США и Индии. Большинство произведений из серии «Гималаи» экспонируются впервые с уточненными авторскими названиями. Это – «Шатровая гора» (1937), «Туркестан» (1937), «Путь к Эвересту» (1944), «Чомолхари. (Отражение)» (1944) и др. Новая атрибуция — результат научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н.К. Рериха.

Особое место занимают картины, созданные художником в начале прошлого века. Они являются ярким свидетельством глубокого проникновения Н.К. Рериха в историко-культурные истоки своего народа и основы мироздания. К ним относится и единственное произведение, предоставленное Национальным художественным музеем Республики Беларусь, «За Родину. Рать» (1899—1900).

Архитектурный этюд «Кремлевская башня. Нижний Новгород» (1903) был создан во время знаменитого путешествия «По старине». В ходе поездки по 40 древнерусским городам вместе с женой Е.И. Рерих художник создает серию архитектурных этюдов, которую современники назвали «Пантеоном былой славы Руси». Именно на маршруте этой экспедиции художник впервые задумывается о юридическом документе, который смог бы охранить от разрушения и забвения памятники культуры. Эта идея нашла отражение в Пакте Рериха, подписанном в Вашингтоне двадцатью одним государством в 1935 году. Пакт Рериха стал первым международным документом, направленным на защиту культурных объектов от разрушения во время войны и в мирное время. Отличительным символом Пакта является предложенное Н.К. Рерихом Знамя Мира, также представленное на выставке. Знамя Мира символизирует прошлое, настоящее, будущее в кольце вечности или науку, искусство и философию в кольце культуры. В 2010 году мировая и российская культурная общественность отметили 75-летие Пакта Рериха, который лег в основу Гаагской конвенции 1954 года.

Представленные в экспозиции «северные этюды» — «Неяркие лучи» и «Скалы и утесы» из серии «Ладога» — созданы художником в 1917—1918гг. в Карелии. Они раскрывают нам суровую красоту природы севера. По признанию самого Н.К. Рериха, эти картины стали предтечей знаменитой серии «Гималаи».

Полотно «Язык леса» (1922), созданное во время пребывания Н.К. Рериха в Америке (1920—1923), куда он приехал для проведения персональных выставок, посвящено жизни тех подвижников, которые в уединении достигали гармонии с окружающей природой, могли слышать и понимать ее язык.

Стремление выявить и научно обосновать факты, свидетельствующие о взаимопроникновении культур Запада и Востока, общности русской и индийской культурных традиций, в 1923 году привело Н.К. Рериха и его семью в Индию. Этой стране Мастер посвятит множество художественных произведений и литературных статей. Сам же художник, называя Индию родной сестрой России, неизменно считал, что у российско-индийских отношений огромное и очень значимое для развития мировой цивилизации будущее. «Русь—Индия — два магнита, два устоя», — писал он.

Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центральноа-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством академика Н.К. Рериха в 1924—1928 годах. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано по имевшимся наброскам впоследствии, в 30—40-е годы прошлого века в долине Кулу. Именно они экспонируются на выставке «Русь — Гималаи».

В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад этой выдающейся семьи в российскую и мировую культуру, а также фотовыставка «Пакт Рериха», посвященная охране культурного наследия. В феврале 2012 года в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны пройдет научно-практическая конференция «Культурное наследие: философские, исторические и юридические аспекты», и фотовыставка «Пакт Рериха» станет своеобразным прологом к этой конференции.

На выставке «Русь — Гималаи» представлены литературные и философские труды семьи Рерихов, изданные Международным Центром Рерихов. Во время ее работы будет проводиться культурная программа.

Международный Центр Рерихов

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика