Эстетическая концепция правового государства.

15 апреля 1935 г. 21 государство Америки подписало Пакт Рериха. По мысли Николая Рериха, через национальное законодательство идеи защиты культуры от войн, вандализма, а также от «тихих погромов», пренебрежения, игнорирования, экономического унижения и остаточного (после военных расходов) финансирования должны проникать во все поры государственного аппарата и институтов гражданского общества. Этот процесс должен будет необратимо повернуть государство и общество в сторону прогресса и мира.

Николай Рерих по образованию юрист, защитивший в Петербургском университете дипломную работу на тему «Правовое положение художников в Древней Руси» в 1898 г. Начиная с первых лет XX в. он стал разрабатывать эстетическую концепцию государственности, основанную на примате вопросов развития и защиты культуры и искусства перед всеми остальными направлениями государственной деятельности.

«По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного… Мало знания. Мало искусства. В жизни мало тех устоев, которые единственно могут привести к золотому веку единства… Откуда же возьмется здоровая почва? Откуда придет самосознание?.. Как выйти из этого заколдованного круга?.. Не в деньгах дело; денег на Руси много… Деньги-то есть, но интереса мало, мало любви».

Н.К. Рерих. Берегите старину. 1911

Концепция духовного роста

Главное положение эстетической концепции государственности состоит в том, что первой обязанностью государства является поддержание и развитие духовной общности проживающего в нем населения, для чего необходимо бережно сохранять лучшее из имеющегося культурного наследия и поощрять развитие Культуры, духовного роста людей, в первую очередь молодежи. Духовное развитие народа должно нести в себе положительный, а не разрушительный заряд и не может быть направлено на разрушение других культур и их наиболее значительных культурных памятников.

Рерих подчеркивает базовое сходство всех религий и культур, а также их взаимопроникновение и переплетенность с древнейших времен. Развивая и пропагандируя это историческое сходство – синтез культур и религий как внутри, так и за пределами многорелигиозных и многонациональных стран, государство будет реализовывать свою главную задачу по развитию культурного и духовного единства, что практически само по себе станет предпосылкой для благополучного и мирного развития с соответствующим позитивным экономическим эффектом и повышением уровня благосостояния. При этом большая часть получаемых государственных доходов должна быть направлена на культурное развитие, что обернется дальнейшим ростом экономического благосостояния.

«Сперва опознаем и сбережем Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными».

Н.К. Реpих. Врата в Будущее, 1936

Пакт Рериха

Когда же после войн и революций первого двадцатилетия XX в. Н.К. Рерих убедился, что уровень развития человечества пока не позволяет надеяться на существенное снижение уровня насилия, он выдвинул идею Пакта Мира (впоследствии названного Пактом Рериха), устанавливающего принцип приоритета защиты культурных ценностей перед целями военной необходимости.

Мы считаем Пакт первым этапом в реализации рериховской идеи эстетической государственности.
Важнейшей частью Пакта была апелляция к внутреннему законодательству стран, к внедрению идеи неприкосновенности значительных произведений искусства и культурных памятников в народное общественное сознание.

Особенно важны для нас положения ст. I Пакта – о защите исторических памятников, музеев, научных, образовательных и культурных институтов как во время мира, так и во время войны и ст. II – о том, что правительства соответствующих государств согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства для обеспечения защиты указанных в ст. I памятников и учреждений.

Этот Пакт, возможно, сейчас стоял бы на книжной полке рядом с другими замечательными произведениями великих мыслителей, если бы Н. Рерих не добился подписания своего Пакта в 1935 г. 21 государством Америки (примерно 40 % независимых государств того времени).

«В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранение современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».

Из речи Президента США Ф. Рузвельта при подписании Пакта Рериха 15 апреля 1935 г.

Подписание Пакта государствами Америки впоследствии оказало решающее влияние на принятие на конференции ООН и ЮНЕСКО в 1954 г. Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (далее – Конвенция), одобренной на сегодня 123 странами (свыше 60 % независимых стран).

Правда, Конвенции подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха – приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное – приоритет военной необходимости. Поэтому нужно начать в рамках международной рабочей группы разработку новой конвенции ООН, соответствующей требованиям 3-го тысячелетия. Новый текст конвенции должен базироваться на неосуществленных до настоящего времени положениях, принципах и идеях Пакта Рериха, который является, в нашем понимании, не просто международным договором первой половины XX в., а программой действий, направленной на достижение действительно мирного сосуществования стран, народов, религий и цивилизаций.

Концепция Рериха как основа доктрины правового государства

Ведущие юридические организации Запада признали очевидную недостаточность в XX в. содержания философско-правового принципа верховенства права (Rule of Law). Это проявилось в интенсивных усилиях Международной ассоциации юристов (International Bar Association) и Американской ассоциации юристов (American Bar Association) по инициированию всемирного движения за формулирование современного содержания верховенства права во взаимосвязи со всеми сферами жизни общества.

Континентальная Европа значительно менее активно поддерживает свою концепцию правового государства, сформулированную в общей форме в конце XVIII в., но не слишком продвинутую для того, чтобы соответствовать реалиям начала 3-го тысячелетия.

У России особая ситуация, поскольку правовое государство является здесь принципом и нормой Конституции, принятой в 1993 г., – а значит, разработка доктрины и понятия правового государства на уровне XXI столетия – это не благое пожелание, а обязанность государства и общества. Поэтому для нас осмысление идей Пакта Рериха представляет не исторический, а чисто практический интерес.

Достаточно ясно выраженная Николаем Рерихом эстетическая концепция правового государства соответствует претворению в жизнь норм Конституции России, например, об «ответственности перед будущими поколениями, обеспечении благополучия и процветания, почитании памяти предков, передаче веры в добро и справедливость».

Должны быть отвергнуты любые разговоры о невозможности достижения идеи правового государства как государства с высокой эстетической составляющей. Нужно просто работать и конкретизировать условия становления правового государства в конституционно-правовых терминах. Разработка российской доктрины правового государства, необходимость которой определена текстом Конституции РФ, должна начаться с применения эстетической концепции государства, выдвинутой Николаем Рерихом.

Кажущаяся наивность некоторых идей Рериха ничем не отличается от такой же наивности ряда современных ему государственных деятелей, среди которых следует назвать Президента США Франклина Рузвельта, который добивался признания идей Рериха в качестве закона для всех, организовав подписание разработанного русским философом соглашения об охране культуры прямо у себя в кабинете. До Рузвельта таким же наивным был Президент США Линкольн, а до него отцы-основатели США почти в полном составе. Возможно, России сейчас более чем когда-либо не хватает наивности рериховского масштаба.

Эстетическая модель государства дает науке конституционного права и философии права необходимые подходы для начала разработки доктрины правового государства, которая, в свою очередь, должна обеспечить конституционную основу Возрождения в России и создании в ней, говоря словами Николая Рериха «государства будущего» и «цивилизации будущего».

Пётр Баренбойм
адвокат

«АГ» № 8, 2010

Новая адвокатская газета

Международный Центр Рерихов Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Русский космизм Живая этика и искусство Живая этика и музыка Живая Этика и наука - научно-популярный сайт о новой системе познания группа Соратники, акция, Рерих, Юрий Рерих, Николай Рерих,  Святослав Рерих, Елена Рерих, защита наследия, архивы, картины, коллекции, соратники, квартира Юрия Рериха этика в основе каждого дня, живая этика, агни йога, пакт рериха, знамя мира пакт рериха, знамя мира, николай рерих, всемирный день культуры, биография рерих

Яндекс.Метрика