Грани Агни Йоги. Записи Бориса Николаевича Абрамова

Грани Агни Йоги. Записи Бориса Николаевича Абрамова

Грани Агни Йоги

 

 

 

Скачать Грани Агни Йоги:


Грани Агни Йоги. 1951 г. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть 1 Грани Агни Йоги. 1952 г., часть 2
Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 1 Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 2 Грани Агни Йоги. 1954 г.
Грани Агни Йоги. 1955 г. Грани Агни Йоги. 1956 г. Грани Агни Йоги. 1957 г.
Грани Агни Йоги. 1958 г., часть 1 Грани Агни Йоги. 1958 г., часть 2 Грани Агни Йоги. 1959 г.
Грани Агни Йоги. 1960 г. Грани Агни Йоги. 1961 г. Грани Агни Йоги. 1962 г.
Грани Агни Йоги. 1963 г. Грани Агни Йоги. 1964 г. Грани Агни Йоги. 1965 г.
Грани Агни Йоги. 1966 г. Грани Агни Йоги. 1967 г. Грани Агни Йоги. 1968 г.
Грани Агни Йоги. 1969 г. Грани Агни Йоги. 1970 г. Грани Агни Йоги. 1971 г.
Грани Агни Йоги. 1972 г.    
Путеводитель по “Граням Агни Йоги”    
Борис Николаевич Абрамов

Борис Николаевич Абрамов

Главным трудом всей жизни Б. Н. Абрамова стало составление нравственно-философских записей, развивающих темы Учения Живой Этики (Агни Йоги) и отражающих практический путь самосовершенствования, которому он неуклонно следовал до конца своих дней. Начало записей относится к 1940 г., последней датой является 5 сентября 1972 г., день ухода Бориса Николаевича из жизни.

Е. И. и Н. К. Рерихи были знакомы с записями Б. Н. Абрамова, которые он им посылал в Индию. В ответных письмах Елена Ивановна неоднократно подтверждала их единый с Учением Живой Этики (Агни Йоги) духовный источник и идейную преемственность. Она призывала Бориса Николаевича «хранить эти жемчужины» и, не сомневаясь в своих силах, систематично продолжать творческую работу.
«Борис должен продолжать записывать свои ощущения и все, что слышит. Главное, нужно придерживаться систематичности и последовательности в этих записях. (Письмо от 23.01.1951 г.)»
«Родной мой Борис, отбросьте все сомнения. Помните, что, пока Вы связаны любовью и преданностью к Великому Образу Духовного Учителя, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи, и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаете мне, как именно исходящее из Высшего Источника. (…) Очень хотела бы иметь еще строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое? (Письмо от 28.12.1954 г.)»

Записи Б. Н. Абрамова, получившие при первом издании (с 1993 г.) название «Грани Агни Йоги», поясняют и углубляют многие философско-антропологические и нравственно-практические идеи Учения Живой Этики (Агни Йоги), составляя с ним единый корпус первоисточников. Это отмечают исследователи, изучающие наследие семьи Рерихов и их последователей.

Кратко характеризуя эту традицию знания, можно проследить, как от 1870-х гг. (когда начала свою работу над теософскими книгами Е. П. Блаватская) — к 1970-м гг. тематика по сути единого учения становилась более конкретно-практической. Если «Тайная Доктрина» охватывает обширный круг разнообразных проблем онтологии, гносеологии, космогонии, антропогенеза, теории эволюции Земли и человечества, многомерной природы космоса и человека и т. д., то Учение Живой Этики сосредоточивается прежде всего на философско-антропологических, социальных и этических вопросах. В свою очередь, в «Гранях Агни Йоги» преимущественное внимание уделяется теме нравственного преображения человека в проекции каждодневной жизненной практики. «Грани Агни Йоги» представляют собой опытное руководство и своего рода энциклопедию духовно-нравственного совершенствования человеческого сознания. Путь саморазвития является здесь важнейшим источником прогрессивных изменений общества и жизни на земле.

Понятийный аппарат, основные проблемы и подходы к их рассмотрению, образный строй «Граней Агни Йоги» аналогичны книгам Учения Живой Этики. Что касается стиля изложения записей, то следует отметить, что при всей их близости к книгам Учения, он отличается своеобразием, присущим именно Б. Н. Абрамову. Поскольку «Грани Агни Йоги» являются развитием основных «граней», то есть идей Живой Этики, будет закономерным прежде их изучения познакомиться и с Учением, и с художественным, публицистическим и эпистолярным наследием Е. И. и Н. К. Рерихов.

На вопрос, как и откуда рождаются образы и идеи в сознании, творческие люди дают разные объяснения. Одни говорят — они сами рождаются в воображении, другие — тонко чувствуют приход этих образов откуда-то из пространства, третьи — черпают новые идеи в снах и т. д. Надо полагать, различные ответы отражают не только субъективное осмысление, но и разные источники творческой деятельности. Б. Н. Абрамов был далек от присваивания себе создание прекрасных, глубоких идей, которые он стал записывать. Он понимал, что эти идеи существовали и существуют в безбрежном многомерном пространстве безотносительно к его личности, до и вне его. В этом проявилась традиция анонимности знания и истины как таковых, подчеркивающая их общечеловеческую природу, которая не может быть чьей-либо собственностью.

За подтверждением своего понимания источника записей Борис Николаевич обратился к Е. И. Рерих. Она ответила твёрдо и определённо, что записи являются результатом его сотрудничества с духовным Учителем, дававшим книги Живой Этики и являвшимся одним из Авторов «Тайной Доктрины». Возникшая духовно-телепатическая связь свидетельствовала о близких взаимоотношениях Б. Н. Абрамова с духовным Учителем, складывавшихся на протяжении многих прошлых существований Бориса Николаевича. После ухода Е. И. и Н. К. Рерихов с земного плана он стал воспринимать и записывать сообщения и от них.

Авторитет Н. К. Рериха и Е. И. Рерих как мыслителей-гуманистов даёт нам основание на позитивное, доверительное отношение к записям Б. Н. Абрамова. Далее каждый изучающий может своим опытом понимания и применения оценить плодотворность и жизненность знаний, содержащихся в них.

В рассматриваемой традиции знания подлинное творчество — это всегда большая внутренняя работа, требующая постоянной дисциплины, самоконтроля, распознавания качества своих мыслей, чувств и сердечно-волевого управления ими. Гармоничность и значительность творческих результатов находятся в прямой зависимости от одухотворенности и глубины сознания их творца.

Неслучайно Б. Н. Абрамов чаще всего работал глубокой ночью или ранним утром, когда сознание было более чутким и утончённым после ночного сна, не погруженным в дела и суету повседневности (днём он переписывал всё начисто). При этом, сам путь духовного развития ставил перед ним планку выше — удержать эту чистоту и возвышенность мышления в течение всего дня.

Таким образом, «Грани Агни Йоги» ценны не только открытием новых горизонтов знания, но и описанием индивидуальной духовной работы, которую Борис Николаевич не прекращал ни на минуту. Путь неуклонного утверждения в своих действиях высших ценностей и сознательного противодействия всем низшим проявлениям человеческой природы и лежит в основе духовного подвижничества, или йоги. В этом содержание «Граней Агни Йоги» созвучно Учению Живой Этики, в основе которого лежит уникальный духовный опыт Е. И. Рерих.

Мало кто из друзей знал о подвижническом труде Б. Н. Абрамова. Он не стремился распространять свои записи, так как всякое миссионерство в области духовного знания отвергается в традиции Живой Этики. Те же, кто был знаком с ними при его жизни, за малым исключением, восприняли их с глубоким уважением и доверием.
Через все книги «Граней Агни Йоги», так же как и Учения Живой Этики, красной нитью проходит краеугольная тема духовно-нравственного совершенствования. Она развивается в контексте онтологических и философско-антропологических представлений о многомерности бытия и человека, беспредельности жизни и бессмертии человеческого духа как высшей части его многоуровневой природы, цикличности существования человека в земном и надземном мирах.

Сердце у каждого есть,
Сердце ведь может процвесть.
Лотос – цветок огневой –
В нём расцветает порой.

Свет сокровенных огней
В сумерках суетных дней,
Дух устремляя вперёд,
Сердце на подвиг зовёт.

И с беспредельностью нить
Может лишь сердце хранить
Связью надземных огней
С огненной силой своей.

   Борис Абрамов