Рекомендации парламентских слушаний «О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре», 19 апреля 2010 года

Государственная Дума

федерального собрания Российской Федерации

комитет по культуре

РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний

«О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре»

19 апреля 2010 года

Участники парламентских слушаний – депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций в сфере культуры и искусства, учреждений культуры, творческих союзов, деятели культуры, всесторонне обсудив концепцию проекта нового базового федерального закона о культуре, отмечают следующее.

В настоящее время основополагающим законодательным актом в сфере культуры является действующий Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят в 1992 году. Основы законодательства Российской Федерации о культуре сыграли и продолжают играть свою значительную позитивную роль как надёжная основа правового регулирования отношений в сфере культуры.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре в полной мере выполнили функцию базового акта в отраслевом законодательстве, позволив принять целый ряд специальных законов, регулирующих различные важные сферы отношений в области культуры, и послужив базой для нормотворчества субъектов Российской Федерации, принявших собственные законы и подзаконные акты о культуре.

Вместе с тем, Основы законодательства Российской Федерации о культуре принимались в рамках правового поля, существенно отличающегося от современного. Они были разработаны и приняты ещё до вступления в силу Конституции Российской Федерации, которая послужила отправной точкой выстраивания новой системы законодательства России. За более чем полтора десятилетия с момента принятия Конституции Российской Федерации сформировалось новое правовое поле, органичной частью которого должно быть законодательство о культуре.

В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных преобразований появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Вследствие этого, некоторые положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре устарели и больше не соответствуют современному состоянию общества и уровню развития законодательной базы, не вписываются в реалии XXI века.

Поэтому одна из приоритетных задач начала второго десятилетия XXI века – системная модернизация законодательства о культуре, которая должна ознаменовать новый этап развития отрасли.

При этом важно обеспечить преемственность с действующими на сегодняшний день и доказавшими свою эффективность нормами Основ законодательства Российской Федерации о культуре, в полной мере сохранить и приумножить их позитивный потенциал.

Приоритеты правового регулирования в сфере культуры – формирование и обеспечение единого культурного пространства современной России в его понимании как совокупности, прежде всего, законодательных, институциональных и организационных гарантий устойчивого развития культурной среды, действенное обеспечение реализации гражданами их культурных прав, всемерная государственная поддержка и защита культурной инфраструктуры. Этим приоритетам на современном этапе развития российского законодательства должен служить новый базовый федеральный закон о культуре.

Новый основополагающий законодательный акт должен сформулировать категориально-понятийный аппарат, на котором базируется современное понимание культуры и её роли в жизни общества, и выстроить терминологический ряд, соотносящийся с действующим российским законодательством, регламентирующим все взаимосвязанные с культурой сферы отношений.

По мнению участников парламентских слушаний, принципиально важно в обновляемом законодательстве о культуре создать эффективные механизмы реализации культурных прав человека, закреплённых в Конституции Российской Федерации. Новый федеральный закон о культуре должен раскрыть для граждан как можно более широкие практические возможности по реализации их права на участие в культурной жизни и других культурных прав.

Все культурные права и свободы должны получить системное закрепление и раскрытие в федеральном законе о культуре, а затем практически обеспечиваться подзаконными актами, внешней и внутренней государственной культурной политикой, правоприменительной практикой и общественной жизнью.

В современных условиях реализация конституционного права на участие в культурной жизни предполагает формирование у человека базовых компетенций необходимых для полноценности такого участия. К их числу можно отнести представление о многообразии культур современного мира, о разнообразии форм и стилей жизни, умение выстраивать взаимодействие на основе принципов толерантности, межкультурного диалога и сотрудничества, знание различных «языков» (знаковых систем) культуры, умение их понимать и адекватно использовать для собственных культурных практик, умение пользоваться информационными технологиями, квалифицированно искать информацию, ориентироваться в мире современных медиа и т.д.

В законе должны быть закреплены и раскрыты полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области культуры. При этом полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на региональном и местном уровне. Должна быть также выделена та сфера федеральных полномочий, которые передаются для осуществления субъектам Российской Федерации.

Действенный механизм защиты культурных прав и свобод может быть установлен только путём определения государственных гарантий их реализации, установления в качестве принципиальной позиции государственного протекционизма в сфере культуры, государственной поддержки культуры и её творцов.

Государственная поддержка должна носить системный и стабильный характер, проявляться в финансировании, создании надлежащих условий, способствующих развитию учреждений культуры, в информационной политике, направленной на популяризацию объектов культурного наследия, услуг учреждений культуры, на повышение интереса к ним разных социальных групп (особенно молодёжи).

Законодательные установления должны обеспечить влияние культуры на весь образ жизни, влияние на экономическое развитие. Именно под таким углом зрения следует рассматривать вопросы хозяйственной деятельности субъектов культурной жизни, определять их применительно к современным условиям, потому что хозяйственная деятельность субъектов культурной жизни становится более многообразной. Нужен дифференцированный подход к подчинённой творческим целям и культурным задачам экономической деятельности учреждений культуры, творческих работников и их объединений. Необходимо определить принципы финансирования и самофинансирования культуры, регулирования деятельности по платным услугам в сфере культуры, формирования государственно-частного партнёрства.

Радикальное изменение информационного пространства Российской Федерации на рубеже ХХ и ХХI веков, стремительные темпы включения в процессы глобализации, технического переоснащения сферы досуга и развлечений, массовая компьютеризация требуют комплексной и всесторонней модернизации всей системы функционирования культуры.

Чрезвычайно важным является включение в закон норм, связанных с отношениями собственности в области культуры. Должны быть определены условия приватизации объектов культуры и перечень объектов культуры, не подлежащих отчуждению из государственной собственности.

Принципиально важный вектор приложения усилий на пути развития культурной среды и законодательства о культуре – выработка основ единой культурно-образовательной политики. Это не только образование в сфере культуры, но и, что не менее важно, культура в сфере образования. Превращение каждой общеобразовательной школы в центр культурного развития не менее важно, чем включение детских школ искусств, других учреждений художественного образования в систему образования в сфере культуры и искусства.

Необходимо создать реально работающие нормы, которые будут поощрять граждан в деятельности по культурному развитию детей, приобщению их к творчеству, занятию самообразованием, ремёслами.

Концептуальной задачей для нового закона о культуре является определение понятий художественного образования и эстетического воспитания с тем, чтобы именно через раскрытие этих понятий были созданы необходимые условия для их воплощения в жизнь. Причём понятие эстетического воспитания должно быть раскрыто через сохранение культурной идентичности народов России с учётом патриотической направленности любой деятельности такого рода.

Очень серьёзный вопрос о творческих работниках и творческих союзах должен получить своё решение в законе. Чёткие критерии, отделяющие творческую деятельность в любых формах от предпринимательской деятельности, могут стать основой для определения социального статуса творческих работников и их объединений, для решения вопросов их социального страхования и социального обеспечения.

Новый базовый федеральный закон о культуре должен заложить основу для выработки современной культурной политики России, в том числе внешней, соответствующей тем целям, задачам и приоритетам, которые обозначены в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации.

Исходя из понимания особой важности культуры, как стратегического ресурса развития России в XXI веке, участники парламентских слушаний одобряют концепцию проекта нового базового федерального закона о культуре.

В целях организации дальнейшей плодотворной работы по разработке проекта нового базового федерального закона о культуре на основе одобренной концепции и подготовки его к принятию участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

–   продолжить разработку законопроекта на основе данной концепции;

– направить концепцию нового базового федерального закона о культуре в президиум Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации для предложений по разработке норм, подлежащих включению в законопроект.

2. Министерству культуры Российской Федерации:

в рамках Регламента Правительства Российской Федерации в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года № 576, согласовать концепцию нового базового федерального закона о культуре с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

3. Президиуму Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации:

провести во всех федеральных округах обсуждение концепции нового базового федерального закона о культуре с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направить информацию о результатах обсуждения с возможными замечаниями и предложениями в Министерство культуры Российской Федерации и в Комитет Государственной Думы по культуре.

Источник

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x