Гора Матери Мира. Джомолунгма высочайшая вершина на земле

Картина Н.К.Рериха. Гималаи. Эверест 1938

Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха (“Властелин мира”), тибетцы – Джомолунгма (“Богиня – мать мира”), а европейцы называют Эверест. Впервые в мире покорить 8848-метровый пик вершины Гималаев удалось Эдмунду Хиллари и Норгею Тенцингу.
29.05.1953 впервые покорена высочайшая вершина на земле – Эверест.

Джомолунгма (Эверест), вид с северо-запада. Фото Pavel Novak (2005 г.)

О Горе Матери Мира

Картина Н.К.Рериха Матерь Мира. # 27 1924

В книгах Живой Этики сказано:

“Указала Матерь Мира:
«Соберитесь, ветры, соберитесь, снега. Не являйтесь. птицы, и не подходите, звери! Не утвердится основа дерзания темного. Не удержится свет месяца, но луч солнца достигнет Вершины. Сохрани, Солнце, Вершину мою, ибо где встану на страже? Никогда не взойдет зверь и не удержится сила человеческая!»

Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже. Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий? Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину. И никто не взойдет за Нею.

/Агни Йога.315/

“На самой высокой горе сияет Матерь Мира. Она тьму поразить вышла. Почему падают враги? И куда с отчаянием обращают глаза? Она надела пламенный плат и окружилась стеною огня. Она наша крепость и устремление”.” /Агни Йога.317/

Елена Рерих прокомментировала этот отрывок из Учения.

“Перехожу к пояснению указанных Вами параграфов из книг Учения.
§ 315 (Агни Й.). Вершина, упоминаемая здесь, есть вершина Эвереста или, как она называется по-тибетски, Джемо Канг-Кар – Владычица Белого Снега. Высочайшая точка на Земле, также и оба земных полюса имеют огромное значение в силу того запаса электромагнитных сил, которые собраны на них. Когда наступит критический момент – быть или не быть нашей Земле, эти точки будут иметь решающее значение в спасении планеты. Как Вы знаете, все попытки утвердиться на вершине Эвереста до сих пор не увенчались успехом и стоили уже немало жизней”.

/Письма Е.Рерих, В 2-х тт. Том 2, стр. 335. // 27.11.37/

 

До конца XIX века в Индийском обозрении фигурировали также такие названия этой высочайшей горной вершины, как «Jomokangar», «Jhomogangar», «Chamokankar», «Deodangar», «Bhirab Langur», «Bharab Than», «Nyanam», «Chingopamari V Gualham» и другие, но в отсутствие доказательств, что именно они являются местным названием Эвереста, ни одно из них не рассматривалось всерьёз географической наукой. Первым исследователем из Индийского обозрения, посетившим окрестности Эвереста с Непальской стороны стал Натха Сингх, он же впервые услышал название «Chholungbif». В декабре 1920 года сотрудник британского представительства Чарльз Белл, улаживавший вопросы организации первой британской экспедиции на Эверест, помимо «добра» от Далай-ламы получил пергамент, на котором на тибетском языке было написано предложение, часть которого звучала как «…монастыря страны птиц юга — Лхо Ча-Мо-Лунг (… Monastery is the bird country of the south, Lho Cha-Mo Lung)». Позднее в Лхасе один из секретарей Далай-ламы пояснил ему, что «Cha-Mo Lung» — сокращённое название «Cha-Dzi-Ma-Lung-Ma», а «Lho» — просто обозначение юга. В пермите, выданном официальными властями Тибета первой британской экспедиции на Эверест, также фигурировало название «Chha-Mo-Lung Ma», это же название использовалось и в пермитах 1922, 1933 и 1936 годов. Современное название утвердилось в географической науке в 1960-х годах. В различных вариантах перевода с тибетского языка, по утверждению Белла, название может интерпретироваться как «Божественная Мать Земли» или «Божественная Мать Ветра». У шерпов в простонародье название горы интерпретируется как «Гора, над которой не могут пролететь птицы». Непальское название — «Sagannatha» — впервые появилось также в 1960-х годах в ходе демаркации границы Непала и Китая, которая проходит по вершине.

В переводе с тибетского языка Чомолангма (ཇོ་མོ་གླང་མ) означает «Божественная (ཇོ་མོ) Мать () жизненной энергии (གླང)». Гора названа так в честь бонской богини Шераб Чжаммы (Sherab «мудрейшая», Cham-ma «любящая мать»), олицетворяющей материнскую энергию. Другое тибетское название вершины — «Чомогангкар» (ཇོ་མོ་གངས་དཀར): «Святая Мать, белая, как снег».

Вершина находится в Гималаях в хребте Махалангур-Химал, по которому проходит граница Непала и Тибетского автономного района (Китай).
Эверест имеет форму трёхгранной пирамиды, южный склон более крутой. На южном склоне и рёбрах снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Высота Северо-восточного плеча — 8393 м. Высота от подножия до вершины — около 3550 м. Вершина состоит в основном из осадочных отложений.
С юга Эверест соединяется перевалом Южное седло (7906 м) с Лхоцзе (8516 м), называемой иногда Южной вершиной. С севера круто спадающее остро заточенное Северное седло (7020 м) соединяет Эверест с Северной вершиной — Чангзе (7553 м). На восток круто обрывается непроходимая восточная стена Кангшунг (3350 м). С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5000 м.
Джомолунгма частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал).
До момента первого восхождения на вершину, которое состоялось в 1953 году, было проведено около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум (на Джомолунгму, Чогори, Канченджангу, Нангапарбат и другие вершины). Их участникам удалось взойти на несколько семитысячников этих горных районов, но ни одна попытка штурма вершин восьмитысячников успеха не имела. В 1950 году французам удалось взойти на первый восьмитысячник — Аннапурну.

Английские альпинисты добились наибольшего результата при попытках восхождения на Эверест, благодаря применению кислорода. После разведывательной экспедиции 1921 года последовала экспедиция 1922 года, в которой Джордж Финч и Джеффри Брюс достигли высоты 8320 м, впервые использовав кислород.

Джеффри Брюс
(04.12.1896-31.01.1972)

Джордж Финч (04.08.1888-22.11.1970)

Эдвард Феликс Нортон
(21.02.1884 – 03.11.1954)

В 1924 году Нортон достиг высоты 8565 м, а Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин (как оценил Н. Оделл[en]) — более 8600 м. По некоторым данным, последний раз их видели живыми в 150 метрах от вершины (через бинокль, в разрыве облаков). Существует версия, что они погибли уже при спуске с вершины; и спор о том, достигли они её или нет, продолжается и сегодня. Тело Мэллори было обнаружено в 1999 году. В 1933 году П. Вин-Харрис, Л. Уэйгер и Ф. Смит достигли высоты 8565 м. В 1934 году эксцентрик Морис Уилсон, не имевший специальной альпинистской подготовки и веривший в то, что он будет вознесён на вершину сверхъестественными силами, погиб на высоте около 7 км, хотя впоследствии иногда считалось, что он разбил найденную более поздними экспедициями на высоте 8,5 км палатку. Следующие британские экспедиции были предприняты в 1936 и 1938 годах. В 1947 году канадец Эрл Денман с двумя шерпами смог подняться лишь до 6,7 км.
Участники экспедиций до 1949 года пытались взойти на высочайшую точку планеты с севера, со стороны Тибета, потому что территория Непала до 1948 года была закрыта для европейцев. Первая разведка на Эверест с юга, со стороны Непала, была предпринята англичанами в 1949 году. В 1950 году для европейцев фактически закрылся Тибет.
Первое восхождение было совершено 29 мая 1953 года шерпом Тенцингом Норгеем и новозеландцем Эдмундом Хиллари через Южное седло — по пути, разведанному накануне швейцарцами. Восходители пользовались кислородными приборами. В работе экспедиции принимали участие более 30 шерпов.

Тенцинг Норгей и Эмунд Хиллари - первые покорители Эвереста, 28 мая 1953 года.

Тенцинг Норгей и Эмунд Хиллари – первые покорители Эвереста, 28 мая 1953 года.

В последующие годы высочайшую вершину мира покорили альпинисты разных стран мира — США, СССР, КНР, Индии, Японии, Италии и других стран.

Вид на Джомолунгму с вершины Кала-Патхар

В 1924 году в Сиккиме к Рериху пришли в гости участники Третьей эверестской экспедиции во главе с генералом Брюсом и полковником Нортоном, которые руководили экспедицией как военной операцией, но при восхождении экспедиция дважды отступала, не выдерживая напора стихии. Рерих в путевом дневнике записал, что такие опытные альпинисты – «добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине “Сжигание тьмы” они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину». /Н.Рерих. Алтай – Гималаи. I. Цейлон – Гималаи. (1923 – 1924)/

Н.Рерих. Сжигание тьмы.1924

В книге Е.П. Маточкина “Мечта преображения” дано следующее описание этой картины Николая Рериха:

“На картине «Сжигание тьмы» – снова ночь…

Удивительная монохромная работа, выполненная оттенками синего цвета. Иссиня-черные тени, разбросанные по всему пространству полотна, сменяются голубым свечением стекающего по диагонали ледника и в центре – ярким белым свечением, словно идущим от раскаленной до предела материи. Создается впечатление, что этот огненный феномен просветляет всё вокруг. Ясное композиционное и цветосветовое построение имеет глубокий символический подтекст.

…В глухую ночь из глубокой расщелины на склоне Эвереста выходит процессия людей в длинных одеждах, по которым струится неземное сияние. Немного впереди – человек, бережно держащий ларец, окруженный ослепительным светом. Такой же свет идет и от созвездия Ориона, три звезды которого – Три Мага – указывают на ларец, в котором согласно легенде, записанной Рерихом, хранится священный осколок с Ориона. Герои полотна – это, по-видимому, те же великие духи, о которых пишет Скрябин:

Воззри: семь ангелов в эфирных облаченьях,

Пречистых вестников твоих нетленных слав,

Возлетно-огненных столпов, лучистых глав

Твоих слепительно сверкающих держав

Грядут служить тебе в священных совлеченьях!..

То небожители

Огне-носители

Судеб вершители

Мира строители

Граней хранители

С Богом воители

Стен разрушители *

*.Записи А.Н. Скрябина // Русские пропилеи. С. 238

На картине Рериха хаотическое нагромождение скал и снегов сменяется на среднем плане упорядоченным «шествием»: в нем видятся пирамиды или сфинксы незапамятной древности. Чуть ниже следует череда обломков глетчера, своим ритмическим строем напоминающих застывшие человеческие фигуры. Эти ледяные образования словно стремятся впитать исходящее от ларца живительное излучение. Оно постепенно просвечивает их полупрозрачную темную сущность и заполняет искорками света. Огонь загорается в каждом из них, приобщая к духотворящей вселенской стихии. Кажется, всё полотно начинает фосфоресцировать. Мир становится иным: тьма отступает.

«Световая» цикличность структурной организации серии, а также идея возвращения, ясно читаемая после вифлеемских событий, наводит на мысль, что в «Сжигании тьмы» Рерих предвещает приход нового Мессии, ожидаемого как в России, так и в Гималаях. Более того, замысел картины перекликается с известным иконописным сюжетом «Сошествие во ад», в котором Христос спустился в преисподнюю к томящимся там душам и выводит их к вечной жизни. Так и в рериховской символике заледенелые глыбы преображаются огнем, принесенным новым Мессией. Духовный мрак рассеивается огненным Светом”. /Е.П. МАТОЧКИН. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни»)/

Николай Константинович Рерих посвятил еще несколько картин горе Матери Мира.

Картина Н.К.Рериха. Гора Эверест от Тибета 1937

Картина Н.К.Рериха. Гималаи. Эверест 1939

Картина Н.К.Рериха. Гималаи. # 42 [Эверест] 1937

Картина Н.К.Рериха. К Эвересту. # 111 1944

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x